САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Словесник на дистанте. Антон Скулачев

Давайте помечтаем о том, что после дистанционного обучения наше образование уже никогда не будет прежним

антон-скулачев
антон-скулачев
Наталья-Лебедева

Текст: Наталья Лебедева

Фото предоставлены Антоном Скулачевым

Дистанционное образование поставили на паузу, с 1 по 11 мая школьники, учителя и родители смогут сделать передышку, и в спокойно-размеренной обстановке самоизоляции осмыслить первые уроки дистанта. Насколько учителя оказались готовы к новым онлайн-формам обучения? Мешают ли детям учиться гаджеты, ставшие вдруг столь необходимыми? Как быть родителям, которые неожиданно для себя открыли все реалии современного школьного образования? Наконец, будет ли жизнь школьников и учителей прежней, когда закончится пандемия и все смогут вновь вернуться в класс и сесть за парты?

Об этом и многом другом мы поговорили с председателем «Гильдии словесников», учителем литературы гимназии № 1514, членом Совета по русскому языку при Президенте РФ и членом ЦПМК ВсОШ по литературе г. Москвы Антоном Скулачевым.

Легко ли словесники адаптировались к новому онлайн-обучению?

Антон Скулачев: Опыт дистанционного обучения показал, что вертикальные связи практически перестали работать: многие приказы элементарно не доходят до исполнителей, а общероссийские образовательные платформы в первые дни дистанта просто «легли». Зато чрезвычайно ценным стало неформальное, профессиональное общение между педагогами. Стало легче, когда все смирились с тем, что правильно то, что работает в твоей конкретной ситуации. Единых работающих инструментов нет, хотя бы потому, что у одних безлимитный интернет круглые сутки, а у других он просто отсутствует. Больше не работают додистантные способы подачи информации, невозможна привычная работа с учебником, даже нельзя задать гигантские задания, эквивалентные классной и домашней работам. Иначе учителя просто умрут при проверке, а ученики - их выполняя. Но это шанс заново переосмысливать содержание предмета и выделять то, что важно в данном конкретном классе в данное время.

На первой неделе дистанта все коллеги жаловались на то, что нагрузка выросла в два раза: нужно было проверять задания в электронном виде и одновременно осваивать новые образовательные платформы.

В этой ситуации стресса и неопределенности «Гильдия словесников» могла только организовать скорую помощь для учителей. Кстати, мы были фактически единственной предметной ассоциацией, которая попыталась что-то сделать. На второй неделе дистанта мы провели онлайн-конференцию, в которой участвовало 500 словесников со всей страны. По итогам сделали большую базу учебных материалов для учителей и выложили ее на нашем сайте. Также «Гильдия словесников» курировала создание контента по литературе для четвертой четверти в 5—8-х классах на базе Цифровой платформы для новой школы от фонда «Вклад в будущее». Сейчас ее используют уже в 23 регионах.

Раз вы сами заговорили о Цифровой платформе для новой школы, можете рассказать подробнее, как там будет представлена литература?

Антон Скулачев: Ситуация с дистантом, как вы уже поняли, свела на нет все разговоры о единой программе, если понимать её как жёсткий набор дидактических единиц и тем более изучаемых текстов. Мы же изначально (не предполагая, что программу экстренно адаптируют к дистанционному обучению) строили платформу по модульной системе, чтобы каждый учитель мог выбрать необходимые ему элементы. Мы постарались сфокусировать самое важное и интересное, чтобы ученикам захотелось заниматься литературой. Например, в 6-м классе сделали модуль, посвященный герою-подростку в литературных произведениях, чтобы поговорить с ребятами о важных для них проблемах: как найти свое место в мире, как выстроить отношения со сверстниками, как общаться с родителями. Предлагаем использовать как классические тексты Марка Твена и Льва Толстого, так и тексты современных авторов - Нины Дашевской, Марии Парр, Анны Галайды. На платформе много современных творческих заданий - сделать, например, макет собственного сайта или сценарий кинофильма по литературным произведениям. Кстати, это сейчас очень хорошо работает и на дистанте: мои шестиклассники с большим удовольствием снимают буктрейлеры и видеоролики по литературным произведениям, используя в качестве актеров братьев, сестер и родителей.

Над программой работали лучшие словесники России: команды педагогов под руководством Светланы Красовской и Игоря Сухих, а также Евгения Абелюк, Сергей Федоров, Юлия Малкова, Наталья Свирина, Вадим Пугач и многие другие.

Учителям было очень непросто в первые недели дистанционного обучения, а как дети восприняли новые условия? Моим, например, очень нравятся уроки в Zoom.

Антон Скулачев: По-разному. Мы и до этого наблюдали очень серьезный кризис мотивации детей к учебе. Не секрет, что ученик подлинно присутствует на уроке всего 7 минут из 45, а дистант все это лишь усилил. В результате те, кому и в школе было неинтересно, выпали из процесса обучения с концами. Они просто запираются в комнате с компьютером, делают вид, что подключились к уроку, а на самом деле играют. С другой стороны, я вижу сильный мотивационный всплеск у проседавших в школе ребят. Часто это мальчишки, увлеченные разными техническими штуками. Они с интересом осваивают новые платформы и новые возможности. Наконец, на новый уровень вышли те, кто по разным причинам стеснялся отвечать в классе. А на дистанте они у меня пишут километровые талантливые тексты.

антон-скулачев

Для себя я определил несколько правил работы с детьми: действовать мягко, но жестко, четко следовать расписанию и устанавливать понятные дедлайны, ни в коем случае не жить в условиях неясности правил, но при этом поддерживать и помогать ученикам, которые, как и учителя, оказались в стрессовой ситуации. Детям важно показать, что мы продолжаем работать в стабильном режиме. А для того, чтобы немного расслабиться, мы каждую неделю проводим классный час, где веселимся и общаемся по душам. А еще у нас в школе учителя каждый вечер читают онлайн новую главу из книги Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!».

Есть еще и третья сторона - родители. Многие из них раньше даже не вникали в то, как дети учатся, а сегодня все уроки проходят у них на виду, а некоторым даже пришлось взять на себя функцию учителей.

Антон Скулачев: Мне кажется, было бы правильным сохранить те же отношения с родителями, что были и до дистанта. Но вы правы в том, что сейчас резко увеличилась прозрачность учебного процесса. Сразу стало видно, кто из учителей что-то придумывает и ищет новые подходы, а кто просто кидает ссылки на готовые материалы. Естественно, это нравится не всем родителям. Но прежде чем обвинять учителей, учтите, что педагоги оказались в очень непростой ситуации и им скорее нужна помощь, а не контроль и обвинения. Поверьте мне, контроля учителям и так хватает со всех сторон.

После того, как мы все прошли через дистант, неужели 1 сентября, когда все, очень хочется надеяться, вновь вернутся в школу, все будет по-прежнему?

Антон Скулачев: Очень хочется сказать: мир никогда не будет прежним. Но я не уверен, что наша система образования готова к серьезным переменам. Хочется надеяться, что педагоги сохранят те методические находки, которые сделали за это время. Например, многие учителя признаются, что продолжат работать в Google.Классе, потому что там удобно собирать работы, а у ученика формируется папка со всеми заданиями и текстами. Также многие оценили возможность создания индивидуального маршрута для каждого ученика, используя разные платформы и ресурсы. Вновь заговорили о том, чтобы экзамены перевести в электронный формат, а в обучение ввести элементы модульной системы, активно проводить межпредметные уроки.

А вообще дистант бросил серьезный вызов всей системе образования. Сейчас появилось огромное количество качественных онлайн-возможностей для получения образования. Виртуальные лекции, семинары, кружки от лучших специалистов со всей страны и даже мира теперь доступны каждому. И возникает вопрос: а зачем мне ходить на уроки физики, математики или литературы в своей школе, если я могу научиться большему онлайн? Онлайн-обучение, как оказалось, вполне может составить уверенную конкуренцию традиционному обучению. Но готова ли к этому школа? Сможет ли школа отпустить ученика и разрешить ему часть предметов изучать дистанционно? Я понимаю все риски такой модели, но она сейчас напрашивается сама собой. И сразу скажу, я против непродуманных революционных изменений, ни к чему хорошему это не приведет. Но стоит подумать о том, как сделать систему образования чуть более пластичной. Вообще понимание пластичности (а значит, жизнеспособности) образования - важнейший опыт дистанционного обучения.

Кстати, мои ученики, когда я попросил их составить список главных итогов дистанта, написали: я научился организовывать свое время и планировать занятия. То есть когда у взрослых исчезла возможность «привязывать» детей к стулу на уроке в классе, ребята сами стали учиться выстраивать свой режим дня. И это, на мой взгляд, прекрасно. И я мечтаю о том, что, когда мы вернемся в школу после пандемии, наши уроки станут более живыми и интересными, а ученики — более свободными и ответственными. Ведь теперь нам действительно придется конкурировать с интернетом за внимание учеников.

А не случится так, что после пандемии многие откажутся от традиционной школы в пользу домашнего обучения или экстерната?

Антон Скулачев: Это, конечно, очень заманчиво - не выходить из дома (смеется). Но я надеюсь, что этого не произойдет. В условиях самоизоляции как никогда начинаешь ценить живое человеческое общение. Дети больше всего любят уроки в Zoom, именно потому, что скучают по нормальному общению. Поэтому массового исхода из школы не будет.

антон-скулачев

В конце нашего разговора не могу не спросить про то, как вы видите будущее «Гильдии словесников».

Антон Скулачев: Дистант лично для меня проявил всю суть нашего сообщества. «Гильдия словесников» — это организация взаимной помощи и поддержки неравнодушных учителей. Это человеческое общение между педагогами, которым интересно искать новое и творить.

И планы у нас огромные. В рамках президентского гранта мы проводим педагогические мастерские с учениками и учителями по всей стране. И лишь карантин на время остановил эту работу. Мы успели побывать в Новгородской области, Калининграде. Надеемся все-таки побывать в Казани, куда нам помешал поехать карантин, в планах Екатеринбург и Томск, летняя школа для учителей в Ясной Поляне.

Есть еще наш сайт, который стал полноценным интерактивным навигатором для учителей, учеников и родителей. Здесь собраны все документы, электронные версии качественных программ по литературе, списки летнего чтения и гид по детской современной литературе, видео лекций и семинаров, материалы олимпиад и профильных смен по литературе и русскому языку.

Дважды в год Гильдия проводит Свободные встречи свободных учителей, где педагоги в неформальной обстановке обмениваются тем, что есть интересного в наших методических копилках.  Это важно, чтобы учитель оставался, как - помните? - у Пастернака, «живым, живым, живым и только, живым и только до конца».