Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В Воронеже сняли фильм об Андрее Платонове

Полнометражную ленту «Андрей Платонов. Жизнь и книги, написанные кровью» выпустил местный режиссер при поддержке крупных бизнесменов

Текст: Татьяна Ткачева/РГ, Воронеж
Фото: пресс-служба гражданского собрания «Лидер»

Диски с фильмом о судьбе знаменитого писателя, уроженца Воронежа, бесплатно разошлют по школам, а один из телеканалов обещал взять его краткую версию в ротацию.

Помощник машиниста и литейщик. Фронтовой корреспондент на Гражданской и губернский мелиоратор. Отчаянный сторонник идеи коммунизма и автор антиутопий о коллективизации. Настоящий пролетарский писатель и жертва критики рапповцев. Фильм акцентирует внешнюю, событийную сторону жизни Платонова — автора страшных романов «Котлован» и «Чевенгур», абсурдистких и до сих пор почти не освоенных театром пьес (к слову, две из них — «Дураки на периферии» и «14 красных избушек» — в последние годы поставлены в Воронеже).

О писателе, который парадоксально и емко, притягательным и «неудобочитаемым» языком описал русский ХХ век, в кадре рассуждают крупные эксперты. Например, составитель первого научного собрания сочинений Платонова, член-корреспондент РАН Наталья Корниенко и автор его биографии в ЖЗЛ и. о. ректора Литературного института имени Горького Алексей Варламов.

В Воронеже, Тамбове и Москве, где велись съемки, уцелело не так много «натуры», связанной с жизнью писателя. На месте его родной Ямской слободы выросли многоэтажки, построенную под его руководством электростанцию в Рогачевке сожгли. Заросла камышом речка Потудань — как сто тысяч других в России. Фасад флигеля, где он ютился с семьей, и жалюзи на окнах аудиторий Литинститута, мемориальные доски тоже уже ничего не говорят о судьбе и творчестве Платонова. Хоть «рыбьим глазом» их снимай, хоть под острым углом, хоть в ускоренном темпе прокручивай кадры с московскими студентами, воронежскими обывателями, тамбовскими кошками и голубями на сонных улочках.

Александр Никонов — сценарист, оператор и режиссер в одном лице. В соавторы себе он, правда, призвал великих — помимо черно-белой документальной хроники, использовал фрагменты картин Эйзенштейна, Вертова и их современников. А также открытые ими приемы съемки и монтажа. В кадре все время что-то мелькает, дергается, изображения наслаиваются друг на друга (чтобы рукописи Платонова, например, проступали сквозь листву или мчащие куда-то паровозы).

Главная нагрузка ложится на закадровый текст — Никонов его и читает. Дикция не ахти какая, но, возможно, это должно создавать ассоциации с «шероховатым» и «корявым» платоновским слогом. Вдобавок в фильме почти безостановочно звучит музыка — исполненная всеми возможными способами песня «Летят утки», «Болеро» Равеля, «Каприс № 24» Паганини… Как припев, появляются все те же паровозы, голуби, листья, букет цветов у памятника Платонову в Воронеже и маски писателя на мемориальных досках.

Собственно о наследии Платонова этот фильм, пожалуй, мало что скажет. Обрывочные сведения, звучащие из уст экспертов, могут разве что сориентировать в литературном контексте будущего читателя.

— Конечно, это информационно-биографический очерк, — согласился научный консультант Олег Ласунский. — Но Платонов — писатель не для массы, а для индивидуального прочтения, вдумчивого и очень медленного. Он вообще плохо «поддается» кинематографу, с трудом переносится даже на сцену. Если в 1960-е годы его имя было заново открыто, а в 1990-е все просто упивались его наследием, то в 2000-е, по-моему, наступил некоторый спад интереса к платоновскому слову. Впрочем, Андрей Битов назвал его писателем XXI века, а в этом веке мы только начинаем жить.

Скоро сокращенная версия фильма появится на сайте Гражданского собрания «Лидер» — объединения состоятельных воронежцев, которое и профинансировало проект Никонова. Там уже есть видеоочерки о других знаменитых людях воронежской земли — художниках Иване Крамском и Василии Криворучко, поэтах Кольцове и Никитине, о тренере олимпийских чемпионов по спортивной гимнастике Юрии Штукмане и режиссере-кукольнике Валерии Вольховском.

Их снял все тот же Никонов. Он начинал на воронежском телевидении, работал в литературном журнале «Подъем», был ассистентом известных кинорежиссеров на «Мосфильме», а потом открыл собственную студию. Сначала его документальную видеоэнциклопедию «Утраченные миры» поддержало муниципальное предприятие по содержанию кладбищ. А в прошлом году «Лидер» помог переделать большую часть фильмов в новом формате.

— В серии «Воронежские страницы российской истории» уже вышли сюжеты о Мордасовой и Пятницком, Бунине и Троепольском, архитекторе Троицком и композиторе Носыреве, о конструкторе космических ракет Конопатове. Мы обязательно смотрим эти фильмы на собраниях «Лидера», а потом распространяем всеми доступными способами. Например, картину про Платонова разослали по Воронежской области — по 40 копий каждому главе района, чтобы это показали в местных школах, — пояснил председатель «Лидера» Борис Нестеров. — Чуть позже короткая версия появится в интернете на нашем сайте. Мы также готовы ее предоставить всем желающим, сбросить на электронный носитель… Планируем профинансировать фильмы о физиках Басове, Черенкове и Носове, о конструкторе винтовки Мосине. Худсовета у нас нет — мы поверили в конкретного автора. А если прокатчик захочет что-то там убрать или переделать, они с Никоновым эти вопросы, я думаю, решат.

Первым прокатчиком вызвался стать телеканал «ТНТ-Губерния».

— Мы вещаем на Восточную Европу и уже договорились, что покажем очерки Никонова о наших знаменитых земляках, — заверила гендиректор канала Зоя Грязева. — Конечно, не полный метр, а версии на 13–15 минут. Но зато мы их прокрутим не по одному разу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Ласунский, литературовед, преподаватель филфака ВГУ:
Совсем скоро, в ноябре, в Воронеже стартует всероссийская программа празднования 125-летия со дня рождения Осипа Мандельштама. Поэт был в нашем городе в ссылке с 1934 по 1937 год, создал выдающийся цикл «Воронежские тетради». И хотя при жизни он с Андреем Платоновым не пересекался, для меня эти два имени всегда стоят рядом. Оба попали в августейшую опалу: Осип Эмильевич был репрессирован сам, у Платонова в лагерь забрали сына. И оба — гордость для отечественной словесности.
Их судьбы фигурировали в различных документальных фильмах, но всякий раз в контексте репрессий. Помню, в Воронеже снимали такую ленту голландцы — о Мандельштаме и Платонове. Московский литературовед-поисковик Виталий Шенталинский тоже рассказал о них в картине о жертвах сталинского режима. Но о Платонове как таковом большого фильма не было. А его вдова Мария Александровна мечтала об этом еще в 1960-е годы, когда мы с ней собирались писать его первую биографию.

Когда-то воронежский ученый Владислав Скобелев был в числе пионеров «платоновской» темы в СССР, издал первую коллективную монографию о нем. И я рад, что именно воронежский режиссер сделал первый документальный очерк об этом незаурядном писателе.

Ссылки по теме:
Платоновские шлюзы — ГодЛитературы.РФ, 01.09.2015
Комиксы по Платонову издали в Воронеже — ГодЛитературы.РФ, 19.06.2015
В Воронеже станцуют рассказы Платонова — ГодЛитературы.РФ, 15.05.2015

14.09.2015

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ