Текст: Антон Валагин/РГ (Воронеж)
Фото: Игорь Филонов/РГ
Школьники Воронежского села Колбино отправили письма персонажу чеховского рассказа. Ребята пригласили Ваньку к себе, обещая накормить конфетами и подарить сапоги, чтобы он смог убежать наконец от злого хозяина на деревню к дедушке. Войдя во вкус, детвора придумала истории и счастливый конец.
Автор проекта - колбинский библиотекарь Нина Сотникова.
- Летом перебирала книжки, наткнулась, прочла… Сижу и плачу. Потом узнала, что этот рассказ убрали из школьной программы. Как же так, думаю: Год литературы, 155 лет со дня рождения Антона Павловича… Ну и стала действовать.
Библиотека у нее и детская, и взрослая. Приходят пенсионеры, просят книги из своей молодости - про деревню, колхозы. Старшеклассники зубрят литературу по программе, готовясь к ЕГЭ. В последнее время потянулись и люди среднего возраста - но не все, а работающие в городах вахтовым методом, сторожами и охранниками.
В 2007 году благодаря программе «Культура России» Сотникова получила 1200 книг, 200 дисков и два компьютера. Через пять лет Фонд Прохорова подарил библиотеке еще один компьютер, красивую детскую мебель и проектор с экраном. «Я стараюсь каждую книгу подать наглядно, чтобы интересно было. Если речь о каком-то городе, фотографии подбираю и показываю. Делаем ролики по произведениям, вместе их смотрим, - рассказала Сотникова. - Вообще по каждой прочитанной книге творим: рисуем, танцуем, лепим, поем».
Несколько детских групп объединены в «Школу творческого чтения». Вместе с учениками начальных классов библиотекарь прочитала чеховский рассказ по ролям, ребята ответили на вопросы викторины. Потом Нина Ивановна предложила Ваньку поддержать, написать ему письмо. Ребята к игре отнеслись серьезно - еще раз перечитали рассказ дома, сочинили письма и сделали к ним красочные конверты. Соня Коваль свою кошку нарисовала.
Сотникова тем временем сделала почтовый ящик и повесила его в школе. Когда письма были готовы, ребята опустили их в ящик. Затем достали и прочитали все вместе. Антон Заввидий звал Ваню в гости, обещая научить кататься на коньках и лыжах. Стас Горбатенко, напротив, собрался к Ване сам: на машине времени, с мешком конфет, учебниками и энциклопедиями. «Ты, Ваня, вырастешь грамотным, успешным человеком и не будешь вспоминать свое трудное детство», - уверен Стас. Сережа Мелихов намерен прислать Ване сапоги, чтобы тот мог добраться до Константина Макаровича. «Прадед Сережи воевал, награжден медалью «За отвагу», а между боями был ротным сапожником», - рассказала Сотникова.
«Здравствуй, Ваня! Меня зовут Таня. Я прочла твое письмо и у меня разболелась душа за тебя. Я бы очень хотела пригласить тебя к нам, в наше село Колбино. Я и сама тут недавно, но успела полюбить этот край, и я уверена, что и тебе тут очень понравится. В нашем селе есть храм Николая Чудотворца, где можно помолиться о нуждающихся, как и ты. Еще наше село богато полями и лесами, а речка у нас вообще красавица. Она богата рыбой и вода в ней кристально чистая. Купаться одно удовольствие!» - пишет Таня Пономарева, прошлым летом приехавшая с родителями из Луганска. Река в Колбино непростая, Потудань.
«Напиши правильный адрес», - посоветовала Настя Говорова.
- Я представил себе всю эту картину: дом сапожника, деревенскую жизнь, - и сразу очутился на месте Вани. Рассказ интересный, но небольшой. Я бы хотел продолжение придумать, со счастливым концом, - заявил Саша Ахтырский. И тут же придумал. И товарищи тоже.
По версии семилетнего Кирилла Зыкова, Ванька претерпел все мучения, выучился на сапожника, разбогател, купил машину и приехал к дедушке барином. Таня Пономарева решила, что добрые люди помогли Ване добраться до Константина Макаровича и жили дед с внуком долго и счастливо. Были также варианты доставить мальчика на деревню при помощи подземного хода, Пегаса и ОМОНа, но Ахтырский разработал тему детально:
- Ваня подрос, его взяли к барину, у того был сын. Сын скучал, поскольку его не пускали играть к другим детям, и подружился с Ваней. Барчук отдал товарищу свои сапоги, чтобы тот смог уйти в деревню. Добравшись до Константина Макаровича, Ваня написал сыну барина письмо, в котором благодарил за помощь и поздравлял с праздником.
- С каким?
- Это неважно. К какому дошел, с тем и поздравил.
В конце марта все участники проекта получат призы от библиотеки и приглашение участвовать в новых проектах. Их будет много: Нина Сотникова планирует читать с детьми военные стихи о Воронеже, Ленинграде и Сталинграде (Жигулин, Берггольц и Сурков), сделать к маю интерактивную программу, посвященную творчеству Михаила Шолохова, а к сентябрю подобрать произведения Сергея Есенина о животных. Для проекта «Письма Ване Жукову» она познакомила ребят с картинами классиков о жизни детей в дореволюционной России.
- Необходимо развивать чтение, пропагандировать его, попросту вбивать в голову. Рекламу везде развесить. Агрессивный маркетинг, одним словом, - улыбается Сотникова. - А то электронные книги, компьютеры - это все хорошо, но как в Год литературы живую книжку не почитать, не взять в руки…
Пока она это говорила, Ахтырский придумал реакцию дедушки на полученное письмо и стал обсуждать ее с товарищами, шипя на них: «Вы что, текст не помните?!»
- Замечательный мальчик, - шепнула Нина Сотникова. - Много читает, они с мамой мои постоянные посетители. А чтобы ребенок полюбил книгу, необходимо, чтобы в семье читали.