Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Бессмертный. Тур Хейердал

6 октября 1914 года родился писатель и путешественник Тур Хейердал

Текст: Андрей Цунский
Фото: www.kon-tiki.no

«Вот только странно, что исконные жители Пасхи называли солнце «ра». И это не случайность, ведь на других островах Полинезии солнце тоже называлось «pa». «Pa» — и в Египте так именовалось солнце. Трудно найти в религии древних египтян более важное слово: «Pa» — солнце, солнечный бог, прародитель фараонов. Это он плавал на папирусной лодке, окруженный птицечеловеками. И на острове Пасхи, и в Перу, и в Древнем Египте воздвигали в честь земных наместников бога Солнца монолитные изваяния ростом с дом. А также высекали каменные плиты величиной с железнодорожный вагон и сооружали ступенчатые пирамиды, согласуя их положение с движением солнца по небу. Тоже в честь «Ра», которого во всех этих трех местах почитали как прародителя. Что это — случайность, или тут кроется какая-то взаимосвязь?»

Норвегия — страна маленькая, с маленькими городами, великолепной природой — и очень упорными в своей любознательности людьми. В каждом маленьком городке есть музей, который тоже невелик по размерам, но информации, причем интереснейшей, — в нем помещается какое-то невероятное количество!

Ларвикские земляки, или случайно ли Тур упал в реку
У викинга Тура Хейердала была одна слабость, которую не могли бы простить ему ни предки, ни одноклассники. Он…боялся воды! Никогда не купался «где глубоко», его укачивало в лодках, и это не оставляло ему шансов ни для какой карьеры, кроме сухопутной. Но Ларвик — непростой город. Именно там родился Оскар Адольф Вистинг, друг великого Амундсена, с которым первым в истории побывал на обоих полюсах Земли! Здесь же произошел на свет Колин Арчер, кораблестроитель, создавший для Амундсена легендарный «Фрам»! В том же городе родился великий норвежский языковед и культуролог Софус Бугге.

И вот однажды, двадцати двух лет от роду, Тур Хейердал случайно упал в реку. Случайно? Ну, пусть так. Хотя мне кажется, что Вистинг, Арчер, Нансен, Бугге и даже сам Эрик Рыжий схватили отбивающегося (и, надо сказать, весьма крепкого) молодого человека и швырнули в водовороты и течения с криком: «Не позорь предков!». И пошли пить пиво к Туру-старшему, успокоив — «Ничего, выплывет! Мы из него человека сделаем!» Кстати, в том же возрасте он женился, так что участие в сговоре госпожи Лив Кочерон Хейердал тоже не исключено.

Адам и Ева Хейердал
Fatu-hiva_ikon-20140318144548В университете Осло Тур Хейердал сразу устремился на естественно-географический факультет, но «водное крещение» принял только на 4-м курсе. И очень вовремя. Супруга высказала идею — они вдвоем должны найти на Земле райский уголок, где будут жить, как Адам и Ева, не обременяя себя трудами и одеждой, наслаждаясь лишь друг другом и окружающей природой. В качестве «Рая-2» были избраны Маркизские острова, расположенные в Тихом океане, во Французской Полинезии. «Возможно ли это? Теоретически — да. Но что нам теория, мы хотим проверить это на деле! Попробовать, сможем ли мы двое, мужчина и женщина, жить так, как жили наши далекие предки. Сможем ли мы совершенно отречься от своей нынешней искусственной жизни и во всем — да, во всем — обходиться собственными силами, совершенно не пользуясь достижениями цивилизации, всецело уповая на природу», — писал Хейердал в свей первой книге «В поисках рая» (1938), посвященной этому эксперименту. Книга получила широкое распространение уже после Второй мировой войны под названием «Фату-Хива».

Первое время рай оставался раем. Но не прошло и месяца, как на ногах и, что особенно ужасно для новой Евы — Лив, — на других частях тела, даже на лице, появились многочисленные раздражения, язвы и фурункулы… По счастью, змей цивилизации с яблочком сульфидина во рту был недалеко — на соседнем острове Фату-Хива. Но в голове у Тура-Адама уже зародилась мысль о сходстве жителей Полинезии и Южной Америки. Но началась Вторая мировая война…

Кон-Тики
На столе у тридцатипятилетнего ученого — документы конкистадоров, рисунки, дневники, судовые журналы. Тут же — книги по кораблестроению, лоции, справочники по флоре Полинезии… В Южной Америке издревле употребляют в пищу кокосы и патат — разновидность картофеля. Но картофель и кокосы не летают по воздуху! Как они оказались на Маркизских островах, где они с женой пытались обрести рай? Индейцы не строили кораблей, зато они создавали очень устойчивые, маневренные плоты. Между скрепленными бальсовыми деревьями задерживается дождевая пресная вода… Есть документы, подтверждающие, что на таких плотах, оснащенных швертами, инки совершали плавания протяженностью до 50 миль. А если больше? Неужели?

А ведь согласно сказаниям полинезийцев, когда-то великий герой по имени Кон-Тики приплыл на полинезйиские острова со своими друзьями и основал там первые поселения!

«— Тики, — тихо говорил старик, — был богом и вождем. Тики привел моих предков на эти острова, где мы и теперь живем. Раньше мы жили в большой стране, там, далеко за морем…
Он помешал палочкой угольки, чтобы они не погасли. Старик сидел и думал. Его мысли были далеко в прошлом, и сам он был связан с ним тысячами нитей. Он поклонялся своим предкам и их подвигам, совершенным во времена богов. Он ждал часа, когда уйдет к ним. Старый Теи Тетуа был последним представителем всех тех племен, которые некогда жили на восточном побережье Фатухивы. Сколько ему было лет, он и сам не знал, но его коричневая, похожая на кору кожа была так испещрена морщинами, словно ее сотни лет жгло солнце и сушили ветры. Он был, бесспорно, одним из немногих людей на островах, кто еще помнил и верил в легендарные предания о великом полинезийском боге и вожде Тики, сыне солнца, о котором ему рассказывали отец и дед».
Т. Хейердал, «Путешествие на Кон-Тики»

Теоретики смеются, бывалые моряки крутят пальцем у виска… Ну — посмотрим кто прав. Доказательства не добываются в кабинетных спорах!

Тур и его отчаянные друзья, моряки и ученые, строят плот. 9 бальсовых брёвен длиной от 10 до 14 метров сшивают в остроконечную конструкцию, оснащают прямоугольным парусом, кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов. Как его назвать — конечно «Кон-Тики»! Из перуанского порта Кальяо 28 апреля 1947 года плот выходит в Тихий океан. Первые 50 миль его буксирует корабль «Гуардиан Рио» — ведь 50-мильное плавание подтвержденный документами факт. И затем «Кон-Тики» оказывается во власти течения Гумбольдта. А 7 августа плот достигает атолла Рароиа в архипелаге Туамоту! То, над чем посмеивались, возможность чего с пеной рта отрицали, сделал человек, который до 22 лет боялся воды! Оскар Вистинг и Колин Арчер могли гордиться своим земляком.

А весь мир просто беснуется — фильм «Кон-Тики», снятый Хейердалом об экспедиции, в 1952 году был удостоен премии «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм. Но истинным и главным успехом оказалась книга Хейердала «Экспедиция „Кон-Тики“», она переведена на 70 языков и разошлась общим тиражом 50 миллионов экземпляров. Тур Хейердал уже стал исторической фигурой и популярнейшим писателем. Можно набросать на солнышке кучу лавров и с удовольствием подремать. Но…

«Аку-аку»
В 1955–1956 годах Хейердал исследует остров Пасхи, занимается археологией, пишет книгу «Аку-аку». Удивительные скульптуры острова поражали не только размерами, но и просто самими своим существованием…

«Как они с этим справлялись задолго до эры техники? Никто не знает. Во всяком случае, статуи заняли свои места, как было задумано, чуть не подпирая головой небосвод, а народ — пал. Жители острова хоронили своих мертвых у ног созданных ими же истуканов. Воздвигали изваяния и погребали себя. Но однажды стук рубил о камень смолк. Смолк внезапно, ведь орудия остались лежать на местах, и многие статуи были готовы только наполовину. Загадочные ваятели канули во мрак забытого прошлого. Что же произошло? Да, что произошло на острове Пасхи?» Т. Хейердал, «Аку-аку»

Кроме того, был закончен двухтомный труд «Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана». Отчитываться не так интересно, как писать для обычного читателя. Появляется книга «Остров Пасхи: разгаданная тайна». Каждая буква, написанная Хейердалом, приковывает внимание человечества. Но что же он сам? Он неожиданно обращает внимание на странное обстоятельство, совершенно не связанное с островом Пасхи.

Откуда табак у Рамзеса II?
Египтологи исследуют мумию Рамзеса II и обнаруживают… следы табака! Кричать «Кто курил в пирамиде?» бесполезно. Никто. Разве что сам Рамзес Рамзесович. Но ведь табака в Египте тогда не было! Он рос только в Америке! Значит… Значит снова в море! Хватит глотать кабинетную пыль!

«На песке у моих ног лежал безжалостно скрученный, весь изломанный сухой стебель. Его швырнул здесь старый араб, сперва возмущенно смял, потом бросил, плюнул и презрительно показал на него пальцем. Дескать, что это за материал, он не держит гвоздя, как к нему мачты крепить! Искушенный лодочный мастер, этот араб приехал на автобусе из Порт-Саида, чтобы принять заказ на мачту и такелаж для нашей лодки. И до того осерчал, что следующим же автобусом укатил обратно к морю. Что за насмешки над честным тружеником! Или нынешние совсем уже не знают, что нужно для настоящей лодки? Напрасно ему объясняли, что именно такие лодки в большом количестве изображены в склепах древних строителей пирамид, похороненных в здешней пустыне.
— Ну и что?! Там и не такое намалевано, есть и люди с птичьей головой, и крылатые змеи! А папирус, сами убедитесь, — это же трава, мягкие стебли, ни гвоздь вколотить, ни шуруп завинтить. Стог сена. Бумажная ладья. Попрошу оплатить обратный проезд.
И уехал. Но ведь лодке нужна мачта…»
Т. Хейердал, «Ра»

Хейердал уходит в палатку. Перед ним зарисовки и фотографии древних египетских фресок и моделей. Вот папирусные лодки — ни гвоздей, ни костылей. Но ясно видна и мачта! На чем же ты держишься…

Вот оно! Под мачту поверх папируса уложена и укреплена веревками широкая, прочная деревянная пята, нижняя часть мачты вставлена в нее и крепко с ней связана… Папирусные корабли существовали, их строили, а главное — на них можно было ходить не только вдоль берега!

В Южной Америке есть пирамиды! В городах майя есть сооружения , сходные по архитектуре. «Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами… И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики». Более того! Индейцы Мексики и Перу могут быть потомками не перешедших через Берингов пролив племён, а приплывших через Атлантику.

Раксисший «Ра»
Первая проблема состояла в том, что в Египте уже истребили весь папирус! Первая лодка была построена по рисункам, сохранившимся со времен Древнего Египта, построена была чернокожими жителями республики Чад из 12 тонн папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан от побережья Марокко 25 мая 1969 года. Сначала все шло хорошо. Но через восемь недель плавания днище «Ра» стало неожиданно прогибаться… 5000 км «Ра» преодолел — и вдруг — такая неудача. А ведь оставалось несколько дней пути! Нет. Хейердал не сдается. Начинается длительная проверка конструкции, но незначительные обнаруженные расхождения с египетскими рисунками не могли вызвать такую катастрофу! Что же было не так? Оказалось, что папирус для лодок можно срезать только в сентябре, когда он минимально впитывает воду. А если осенью — то немудрено, что первый «Ра» буквально раскис!
И был построен «Ра-2». Экипаж обоих кораблей был интернациональным: американец еврейского происхождения Норман Бейкер, египтянин (копт-христианин) Жорж Сориал, итальянец Карло Маури, мексиканец Сантьяго Геновес, африканский негр-мусульманин Абдулла, русский врач Юрий Сенкевич и конечно — сам Тур Хейердал, норвежец. На том, чтобы в плавании приняли участие люди самых разных народов, настоял капитан. Это было не просто условие, а смысл, суть экспедиции. Вовсе не М. С. Горбачев, при всем к нему уважении, а Хейердал сказал первым: «Мы все в одной лодке».

«Ра-2», был построен уже мастерами с озера Титикака в Боливии, но также из Марокко отправился в плавание и достиг Барбадоса! На практике было доказано, что древние египтяне могли совершать трансатлантические переходы. Так что присутствие табака в мумии Рамзеса II — вовсе не чудо!

Отчаяние
В 1977 году Тур Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», так на латыни звучит название реки Тигр. На сей раз он решил — и снова практическим путем! — доказать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией могли существовать морские торговые отношения. «Тигрис» был построен в Ираке с учетом прежних ошибок и древних знаний. Экипаж снова был международным и состоял из 11 человек. Ему предстояло пройти через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. Он прекрасно шел по океанским водам, успех был близок! Тур Хейердал мечтал сделать еще один подарок человечеству, его морской поход был походом мира! Но в североафриканском регионе началась война. Никому не нужен оказался дар мира… И через пять месяцев плавания капитан Хейердал приказал экипажу покинуть «Тигрис». 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога, он сжег корабль в Джибути. У всех на глазах стояли слезы… В книге «Экспедиция «Тигрис» Хейердал пишет:

«Сегодня мы сжигаем наше гордое суденышко с абсолютно целыми парусами, такелажем и корпусом в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, еще нейтральной республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.
Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени, которые для всех нас сводятся к неприятным заголовкам в «новостях». С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за их секиры и мечи».

Бессмертный
За свою долгую жизнь Тур Хейердал внес огромный вклад в науку — и это не могут оспаривать теперь и самые академичнейшие ученые мужи, морщившиеся от «ненаучных» экспериментов норвежца. Но едва ли не больший вклад он внес в культуру, распространение в мире гуманизма, взаимопонимания, простой человеческой доброты. Более тридцати почетных званий и государственных наград разных стран, 20 книг, переведенных на все языки мира, — чего бы, казалось, больше. Но неугомонный Тур в очередей раз поставил на кон свою репутацию, объявив, что намерен искать в низовьях Дона не что иное, как Асгард — жилище скандинавских богов-асов (асы — Азов!)… Но 18 апреля 2002, на 88-м году жизни он сам отправился к богам…

У одного из сыновей Хейердала — тоже Тура — уже есть правнук. Его отец, внук путешественника, говорит: «Я Тур, внук Тура, сын Тура, и отец Тура!» Может быть, это тоже одна из форм бессмертия? Но бессмертие писателя и путешественника — не только во внуках: где-то рисковый читатель, проштудировав от корки до корки книги Хейердала, уже затевает своё, новое путешествие.

06.10.2015

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹В этот день родились›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ