САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Чисто английские убийства в австралийских декорациях

Хочешь узнать, чего стоит детективист, — обратись к его малой прозе. И кстати: на русском языке как раз вышел сборник новелл Дженнифер Роу «Рождественские убийства»

рецензия-на-детектив-Рождественские-убийства
рецензия-на-детектив-Рождественские-убийства
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев *

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложка взята с сайта издательства

Это последняя остававшаяся непереведенной книга из небольшого (шесть томиков) цикла австралийской писательницы (известной также как Эмили Родда) о сыщице-любительнице Верити (т. е. «Истина») Бердвуд. Новелл в книге восемь, и производят они очень приятное впечатление (особенно если учесть, что написаны всего-то четверть века назад).


Написаны они так, как и подобает детективам — без отвлечения на чувства героев или, скажем, на их домашних питомцев.


Правда, героине как раз бы и не помешало побольше живых черточек — мы толком не видим «Берди» в полный рост; но — лучше так, чем яркий герой при отсутствующем сюжете.

рецензия-на-детектив-Рождественские-убийства

Итак, пройдемся по списку: открывает книгу «Запретный плод» - первое дело Берди. На празднование Нового года собирается компания соседей. Среди них — муж, жена и любовник-кондитер. Этот последний изготовил каждому гостю по марципановому фрукту. Вуаля — муж скоропостижно умирает от яда. Неужели любовник был так глуп, чтобы покончить с мужем и сразу же отправиться в тюрьму? Но какое еще может быть объяснение?

«Убийца кроликов»: убита хозяйка фермы. Самое странное, что тело было спрятано — но как-то по-детски, под листьями тыкв возле грядки. Нет, прятал не ребенок. Но сама деталь важна, равно как и отсутствие орудия преступления. А еще радует, что Роу не пошла по проторенному пути и не выбрала в качестве разгадки слишком яркую шляпу, скрывающую отсутствие своей хозяйки.

«Смерть на пляже» - самая лаконичная история в сборнике. Отчасти загадка напоминает «Запретный плод»: совершено убийство — но дать жертве яд мог только один человек. И зачем ему навлекать на себя подозрение? Разгадка — не та, что в «Запретном плоде».

«Точка кипения»: история, где большую часть повествования автор только подводит нас к загадке, да и загадка, пожалуй, несколько смазанная. Убит актер, находившийся в сложных взаимоотношениях с возлюбленной, ее сестрой, их отцом и вторым возлюбленным своей возлюбленной. Намеком на загадку можно считать мнимую невозможность выбрать из множества деталей самую важную, которая и объяснит все. Хотя, если присмотреться, предложенный вариант разгадки все равно не обладает железной убедительностью.

«Убийство в Раби» - третья история на тему «неужели преступник может вести себя так глупо?». На отдаленной ферме подвергся нападению старик. Его сын рассказывает совершенно неправдоподобную историю о поденщике, скрывшемся в неизвестном направлении. Сына все характеризуют как выжигу и плута, который если уж убьет, то и плодами преступления воспользуется. Так откуда же такая гнилая легенда?

«Розы для Ду-Хоппи» - история продавца газет, который опознал своего давнего знакомого преступника и вскоре был убит. Свидетелей нет, улик — тоже. Как в такой ситуации можно вычислить преступника? Загадка классическая, можно сказать хрестоматийная. Результат вполне сопоставим (или почти сопоставим), например, с циклом Пронина о Ксенофонтове — а это очень высокая планка.

В новелле «Встреча за ленчем» Роу обращается к хрестоматийной загадке «все ели — один отравился». До нее на эту тему писали Кристи, Сэйерс, Брэнд, Амнуэль, не говоря уже о более слабых авторах вроде Ренделл. Но Роу удалось придумать свой вариант разгадки. Вполне, на мой вкус, приемлемый. И добавить крупицу приятного юмора.

Завершает книгу произведение, давшее название сборнику (которое, впрочем, в буквальном переводе называется всего лишь «Убийство в магазине»). Здесь, как и в «Точке кипения», у сыщиков слишком много мотивов и слишком мало улик. Не совсем понятно, как именно в данном случае Берди додумалась до разгадки — что здесь можно считать той решающей уликой, которая объясняет все. Но, впрочем, концы с концами в самой истории сведены хорошо.

Пожалуй, в сборнике Роу мы не найдем по-настоящему сногсшибательных детективных идей. Однако явное желание предложить читателю качественный товар вкупе с определенным талантом в выбранном Роу жанре, да и просто литературная одаренность доставят любителю жанра несколько приятных часов в компании с «Рождественскими убийствами».

* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра. Проживает в Перми.