Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Мейерхольд.-Маскарад-РГАЛИ

«Маскарад» длиною в 100 лет

Ровно сто лет назад, 25 февраля 1917 года, в Александринском театре состоялась премьера лермонтовского «Маскарада» в легендарной ныне постановке В. Э. Мейерхольда

Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Фотография Е. И. Тиме в роли баронессы Штраль из спектакля «Маскарад». [1917]/РГАЛИ

25 февраля 1917 года в Александринском театре Петрограда состоялась премьера «Маскарада» — спектакля, поставленного Вс. Э. Мейерхольдом и А. Я. Головиным по драме М. Ю. Лермонтова. Судьбе оказалось угодно, чтобы постановка неистового авангардиста, которую он готовил шесть лет, стала последним спектаклем императорской России — «реквиемом по уходящей эпохе», как позже его пышно назвали. Этот спектакль выдержал три редакции и, несмотря на все превратности, не сходил со сцены до 1948 года.
В 2014 году, к 200-летию со дня рождения Лермонтова, режиссер и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин возродил легендарный спектакль  — но не как музейную реконструкцию, а как обращение к нам, своим современникам. Современные художественные и технологические театральные приемы дали возможность возродить один из самых прекрасных и гармоничных спектаклей прошлого, передав его во всем объеме и многогранности. Одной из этих граней стала новая жизнь уникальной коллекции театральных костюмов и бутафории спектакля «Маскарад» 1917 года, воссозданной по эскизам А. Я. Головина.

9 марта сайт ГодЛитературы.РФ в течение суток будет транслировать видеозапись спектакля Александринского театра «Маскарад. Воспоминаниях будущего» . А пока что мы предлагаем ознакомиться с рабочими материалами мейерохольдовского «Маскарада» из фондов РГАЛИ.

1-8. В. Э. Мейерхольд. «Маскарад». Беседы об Арбенине к постановке драмы М. Ю. Лермонтова в Александринском театре. План и черновые наброски. Начало августа — 21 августа 1911 г./РГАЛИ Ф. 998.Оп. 1. Ед.хр.109.

1. «МАСКАРАД» НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА

Первая беседа (1911 г.)

Мейерхольд.-Маскарад-РГАЛИ

22. Фотографии Ю. М. Юрьева в роли Арбенина из спектакля «Маскарад». 1917 г./РГАЛИ Ф. 998.Оп. 2. Ед.хр.6.

Роль Арбенина всегда вручалась так называемому «герою-резонеру». Я пробую нарушить традицию. Даю герою-любовнику. Печоринство в Арбенине. Автобиографические черты в Печорине. Лермонтов — Печорин — Арбенин. Саша Арбенин «Повести».
«Маскарад» запрещен из-за «сильных страстей». Цензурная пометка. Вулканизм и лоск произведения. Лермонтов изображает высшее общество. Сочетание лоска с демонизмом. Определение демонизма, сделанное Ив. Ив. Ивановым.
Задача для актеров — следя за красивою формою, не забыть о том, что страсти должны под этой лощеною формою бушевать.
Демонические черты Арбенина.

2. БЕСЕДА ОБ АРБЕНИНЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ СЧИТКИ (21 августа 1911 г.)

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold); 28 января (9 февраля) 1874, Пенза, — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923).

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874 — 2 февраля 1940) — русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика»

Лермонтов задумал написать резкую критику на современные нравы. И то, что должно было быть главным в пьесе, делается фоном. С грибоедовским театром не справляется Лермонтов. Перевес берет шекспировский театр. С ним Лермонтов справляется блестяще, и драма ревности на первом плане.
Однако, чтобы дать лермонтовский театр, явившийся сплетением двух театров — грибоедовского и шекспировского — и претворенный в самобытном таланте поэта, приступая к инсценированию пьесы, надо искусно слить, хорошо очистить каждый иа слитков и потом уж хорошо сплавить два состава драмы «Свет». Его и в лице Шприха и в лице Казарина Лермонтов выявил со стороны отрицательной. Свет дискредитируется своим жадным влечением к золоту, интригам, суетности, лени. Свет дискредитируется картинами времяпрепровождения в игорных домах и на вечерах в «Пале-Рояле», в полупритонах. Значит, помня, что Лермонтов, приступая к писанию пьесы, жаждал бичевать свет, надо выставить на сцене выпуклее его именно отрицательные стороны…

<ИЗ ЗАПИСЕЙ> (1911 г.)

<1>

У Лермонтова, как и у Байрона, каждое произведение вырастало из предыдущего с удивительной последовательностью (К. В1еibtrеu, «Byron der Obermensch»). Я бы сказал, все произведения Лермонтова — одно целое. Каждое произведение — лишь глава одного целого. И герой новой главы, представший в новом аспекте, единственный герой всех его вещей. Этот герой — сам Лермонтов.
Фигуры света должны занять в перспективе такие планы и так должны быть освещены и такими линиями совершать свои передвижения в живой картине, чтобы всегда казались лишь частями большого целого. Импрессионизм гротеска передает всю правду действительности, но вместе с тем и прежде всего является отблеском красивого.
Декоративный импрессионизм в противоположность психологическому.
Романтизм. Мечта. Голубой цветок.
Вымысел.
Романтическая драма — драматическая концепция

Мейерхольд.-Маскарад-РГАЛИ

23. Фотография В. Э. Мейерхольда с участниками спектакля Александринского театра «Маскарад». 1917 г./РГАЛИ Ф. 998.Оп. 2. Ед.хр.96.

во имя Голубого цветка.
У Лермонтова жизненная правда.
Биографическое в «Странном человеке» не вымысел, а то, что было в жизни. И это сгущено. Если, следовательно, задание, то на трагический тон, а не на романтический. Ибо для выражения нужна искренность (правда) и страсть для доведения этой искренности до трагизма.

Мейерхольд.-Маскарад-РГАЛИ

21. Фотография Е. И. Тиме в роли баронессы Штраль из спектакля «Маскарад». [1917]./РГАЛИ Ф. 998.Оп. 2. Ед.хр.5.


Романтизм, каким окрашен «Маскарад» Лермонтова, нам кажется, надо искать в той сфере, в какую попадал Лермонтов, зачитываясь Байроном в московском пансионе. И не Венеция ли XVIII века, переданная между строк байроновской поэзии, дала Лермонтову ту сферу грез, ту сферу волшебного сна, какими овеян «Маскарад», — «Маска, свеча, зеркало — вот и образ Венеции XVIII века», — пишет Муратов. Не эти ли маски, свечи и зеркала, не эти ли самые страсти у игорных столов, где карты засыпаны золотом [сюда: как Лермонтов о золоте на картах], не эти ли интриги, возникающие из маскарадных шуток, не эти ли залы, где «сумрачно, несмотря на блеск свечей в многочисленных люстрах, свешивающихся с потолка», находим мы у Лермонтова в его «Маскараде»? Не эта ли самая венецианская жизнь, «зараженная магизмом, всегда скрытым в картах и в золоте», сквозит в образах лермонтовского «Маскарада», «стоящих на границе с бредом, с галлюцинацией».
Источники:
az.lib.ru
Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда
www.alexandrinsky.ru

Ссылки по теме:
По следам «Маскарада»: фильм о спектакле — 03.03.2017
Мизансцены революции (интервью с Валерием Фокиным о «Маскараде» 1917 и 2017 годов) — 02.03.2017
«Маскарад. Воспоминания будущего». Трансляция 9 марта

24.02.2017

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹РГАЛИ›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ