Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
лекция шапиро, гим, видеолекция, мертвые души

Как оживить «Мертвые души»?

На «Уроке чтения» в Историческом музее рассказали о секретах Гоголя

Текст: Наталья Лебедева, Татьяна Владыкина/РГ
Фото: bg.ru

Исторический музей продолжает цикл открытых лекций знаменитых филологов «Уроки чтения за чашкой чая». Корреспондент «РГ» внимательно прослушала первую лекцию и отправилась на вторую. На этот раз учитель русского языка и литературы школы № 57, доцент НИУ ВШЭ Надежда Шапиро раскрывала тайны великого мистификатора Николая Васильевича Гоголя и его «Мертвых душ». Название лекции говорит само за себя «Мертвые души. Живые вещи».

Современные юные читатели открывают это большое произведение из школьной программы, начинают читать и… дочитывают до конца с одной лишь целью — узнать, получилось ли у Чичикова или нет. Почему бы и нет, подумала Надежда Шапиро и предложила своим ученикам вместе раскрыть секреты, которых в этой книге очень много.

Надежда ШапироВ Половецком дворике Государственного Исторического музея среди каменных изваяний древних половцев торопливо занимают места слушатели: мест мало, желающих много.

— Вам не жалко тратить выходной на такой скучный жанр, как лекция, — спрашиваю миловидную даму, которая вооружилась ручкой и старой школьной тетрадкой.

— Познавать материал на лекциях это такая концентрация внимания и эмоций, которая не сравнима ни с чем, — убежденно говорит Инна.

Евгении 43 года, она музыкант, на лекцию пришла, чтобы почувствовать себя студенткой.

— В 15 лет на вступительном экзамене по литературе мне достался билет «Почему “Мертвые души” называются поэмой». Я получила «отлично», от души пересказав все содержание и описав всех героев. Но ответа на этот вопрос я до сих пор не знаю, может быть сегодня, наконец, его услышу, — надеется Евгения.

На большом экране — фото первого издания «Мертвых душ». Интересно, что «похождения Чичикова» и «Мертвые души» набраны почему-то более мелким шрифтом, чем слово «поэма», которое выглядит гигантом на их фоне. Чуть ниже, самыми мелкими буквами скромно пристроено: Н. Гоголя. 1842 год.

— Эта книга с таким количеством секретов, — говорит Надежда Шапиро, — что нужно постоянно выбирать между тем, что там написано и тем, что мы знаем о Гоголе. А знаем мы, что он был редкий мистификатор и что ловко умел морочить всем голову. С обложки первого издания начинается странная история. По этой курчавой обложке, — лектор показывает на монитор, — совершенно невозможно догадаться, что в ней написано.

«Мертвые души» я перечитывала множество раз. Но никогда не обращала внимания на обстоятельно описанные Николаем Васильевичем вещи. А зря. Вещи в поэме — на самом деле живые.

— Я хотела, чтобы музей дал нам их потрогать, но будем довольствоваться снимками, — говорит Надежда Шапиро (все экспонаты можно посмотреть на выставке «Уроки чтения». — Прим. ред.), — это перо, которым Гоголь дописывал поэму. Настоящее, — уточняет лектор.

Чубук и трубка, таинственное зерцало, за которым председатель совершал сделку столетий, золотистый халат, в котором возможно мог оказаться поутру Чичиков, оставшийся у Ноздрева. Шкатулка, которая вполне могла быть знаменитым ларчиком красного дерева, который вносят вторым номером после чемодана в первой главе. Ах, чего в нем только нет: заварочный чайничек, тарелочка, чашечка, какие-то диковинные необходимости, а внизу, говорят, есть ящичек, в котором хранится бумага, которую так хотела заполучить Коробочка.

— В музее мне рассказали, что такие «шкатулки» вмещали в себя около 80 предметов и были незаменимы для путешественника, — поясняет лектор.

За час с небольшим Надежда Шапиро успела открыть почти все секреты. И необходимость франта в канифасовых панталонах и манишке, застегнутой тульской булавкой, который встречается в первом абзаце и больше никогда не появится в поэме; и смысл ужасного быта с обилием мух, закопченными потолками и люстрами, расползающимися дорогами и двухнедельным слоеным пирогом; и откуда берется вечное соотношение русского с другим миром (а что скажут иностранцы?), и почему Пушкин сначала хохотал, слушая поэму, а потом загрустил, и значение бессмысленных слов Манилова и Коробочки, и силу лирических отступлений, и почему так хочется рыдать, слушая заучиваемый поколениями финал: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?»

— Вот и все, — улыбается учитель, и по школьной традиции спрашивает, есть ли вопросы. Зал неловко молчит, но уже знакомая нам Евгения решается задать лектору вопрос, мучивший ее всю жизнь: «Почему “Мертвые души” называются поэмой»?

Надежда Шапиро напоминает, что Гоголь был увлечен «Божественной комедией» и задумывал написать три части, как Данте. Чем не поэма?

— Лирические отступления, звучащие по нарастающей, тоже дают ощущение поэмы, — добавляет она.

— Насколько Гоголь был маргинален, то есть необычен для своего времени? — интересуется молодой человек.

— Ну, маргинален не значит необычен, — поправляет его лектор. — Был ли необычным? Возможно. Например, он сказал товарищам, что пишет книгу под названием «Мертвые души» и больше не сказал ничего, чем ужасно разогрел их любопытство.

Колоритный мужчина средних лет интересуется, почему титульный лист первого издания оформлен таким необычным образом с выделением слова «поэма».

— Почему Гоголь сжег второй том? — смело задает девушка вопрос, который не дает покоя всем, читавшим поэму.

— В жизни писателя наступает такой момент, когда он начинает думать, что он — мессия, — отвечает Надежда Шапиро, — Гоголь понял, что он должен показать возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Но нет. Не получается.

Молодой бармен, разливающий чай (уроки проходят за чашкой чая), тоже не удержался и поинтересовался у Надежды Ароновны, случались ли в реальности сделки с мертвыми душами?

— Известно, что Гоголь просил своих друзей присылать ему всякие каверзы делопроизводства, говорят, что и такое вполне могло быть, — отвечает она.

Полтора часа пролетели незаметно.

Напоследок спрашиваю у Марии, которая пришла на лекцию со своей мамой и четырнадцатилетней дочерью Сашей, оправдались ли ожидания.

— Я пришла показать дочери другой мир, а не тот, что ее окружает, — говорит Мария. — Мне кажется, у меня получилось.

Следующий урок чтения проведет знаменитый филолог и телеведущий Игорь Волгин.

Шапиро-лекцииВидеозапись лекции Надежды Шапиро «Мертвые души. Живые вещи» в Государственном историческом музее

Подробное расписание лекций «Уроки чтения за чашкой чая» на сайте ГИМ.

Ссылки по теме:
Медиапортал Государственного исторического музея
На «Уроке чтения» в Историческом музее рассказали о секретах Гоголя — «Российская газета», 01.03.2016

Просмотры: 138
04.03.2016

Другие материалы проекта ‹Образование›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ