Текст: ГодЛитературы.РФ
Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Фекла Толстая «Как жаль, что Толстой не арбуз»
М.: АСТ, 2018 г.
Мы все помним удачный "мем" "Лев Толстой как зеркало русской революции". Но часто забывается, по какому поводу не лезущий в карман за словом Ульянов-Ленин его породил: как раз по случаю 80-летия Льва Толстого. Которое он - уникальный для русской литературы случай! - встречал живым, вполне здоровым и чрезвычайно знаменитым. Беспрецедентность случая породила и беспрецедентный разброс мнений: от "маститого старца" до "еретика" и, как уже было сказано, "зеркала революции". Что и породило ерническое уподобление одного бойкого журналиста Толстого арбузу - вот бы, дескать, отсечь "здоровое" от "гнилого".Выходящая 110 лет спустя книга построена на цитатах из газетных статей 1908 года, карикатурах, а также дневниковых записях самого Льва Николаевича и его фотографиях. В них "яснополянский отшельник" предстает человеком - живым, и доступным не только восхищению, но и критике. А ведь живое прочтение Толстого, лишенное бездумного почитания, личный диалог каждого с ним - и сегодня важно для понимания настоящей глубины и масштабов личности гения.
27 января
«АРХИП У ТОЛСТОГО»
Речь
Толстой — величайший пессимист нашего времени. Добро — абсолютно, — говорит он. — Все, что не абсолютно, — не добро; все, что несовершенно, — зло.
Люди, их история, их мысли и стремления, весь мир — несовершенство.
Следовательно, мир — зло. Стоит ли бороться во зле — за зло? Потому что ведь результатом сегодняшней борьбы все-таки будет некое несовершенство, т. е. зло? Не стоит бороться, а лучше «самовольно положить оружие». «Зачем читать книги?» Толстой не любит ни культуру, ни знание, и не может любить их, и это прямо и последовательно: всякая культура — несовершенство; никто, впрочем, и не воображает, что она — совершенство. Идеал человека для Толстого — китаец. Как ярко он выразил это в своем «Письме к китайцу» — мирного китайца?
Духоборы близки Толстому именно сторонами своего узкого жизненного (житейского?) «совершенства» и отменного презрения к общечеловеческой культуре. Последнее «добро» недостижимо, так уж лучше быть китайцем. Но можно ли из русского мужика Архипа, читающего книги и желающего, чтобы «круг людей всe выше кружился», — сделать доброго, мирного китайца?
Зинаида Гиппиус*
* З. Гиппиус — писательница и поэт, также публиковала критические статьи в различных газетах под псевдонимом Антон Крайний. Еe критика, по стилю острая и саркастичная, считалась весьма профессиональной, хотя зачастую субъективной. Гиппиус состояла в браке с Д. Мережковским, написавшим эссе «Л. Толстой и Достоевский», его принято считать наиболее значительным произведением Мережковского. В основу произведения положена дилемма о христианстве и язычестве. Летом 1904 года Гиппиус и Мережковский приезжали к Толстому в Ясную Поляну.
28 января
«КАРТИНКИ ЖИЗНИ»
Свет
Маститый старец закупорился сам в себе и, быть может, на покое обсуждает ошибки своей жизни, которых увеликих людей, конечно, всегда более, чем у обыкновенных смертных.
Но как бы ни были вредны религиозные и философские заблуждения маститого писателя, — его литературные заслуги представляют огромную сумму добра.
«Война и мир» и «Анна Каренина» — это величественные памятники русской литературы, ныне вырождающейся и вымирающей.
Для будущих поколений Толстой останется знаменит и любезен только как писатель-художник, а не как философ-догматик, запутанный в противоречиях самому себе. «Толстовщина» вышла из моды, и первоучитель еe сам бы забыл, если бы наши спекуляторы журналистикой не рекламировали его заграничных изданий, в общем представляющих мертвящую скуку.
Все русское образованное общество готово приветствовать как писателя-xудожника автора «Войны имира» и«Анны Карениной».
Левые партии собираются уже эксплуатировать Толстого в свою пользу. Они устраивают комитет для организации чествования маститого юбиляра. <...>
Л. Н. Толстой не даст своего имени напрокат, как бы некоторого домино для политического маскарада.
31 января
«Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЭДИСОН»
Русское слово
Л. Н. Толстой, по сообщению лица, прибывшего из Ясной Поляны, получил на днях оригинальный подарок. Знаменитый Эдисон прислал ему последнее свое изобретение — усовершенствованный фонограф. Фонограф был прислан вместе с письмом Эдисона, в котором последний выражает свое исключительное уважение великому писателю земли русской и просит его «наговорить в фонограф». Толстой охотно исполнил просьбу знаменитого изобретателя и «наговорил» несколько своих толкований евангельского текста. Речь свою в фонограф Толстой произнес на английском языке, которым он владеет в совершенстве.
1 февраля
«К ЮБИЛЕЮ Л. ТОЛСТОГО»
Русское слово
Есть предложение известного миллиардера Карнеджи* выкупить у различных собственников право на издание всех сочинений Толстого и сделать их таким образом достоянием всех народов. На это предполагается израсходовать около одного миллиона рублей.
Кроме того, среди поклонников Толстого возникла мысль выкупить Ясную Поляну, с тем чтобы в доме, где жил Толстой, устроить просветительное учреждение. При этом предполагается перенести в Ясную Поляну из села Долгого дом, где родился Толстой.
* Миллиардер Карнеджи — вероятно, речь идет о Эндрю Карнеги, знаменитом американском промышленнике и филантропе. Он, среди прочего, жертвовал деньги на создание библиотек, финансировал создание Карнеги-института и Карнеги-холла.
Дом, в котором родился Лев Толстой, главный дом яснополянской усадьбы, построенный отцом писателя, был продан на вывоз в 1854 году, когда Толстому понадобились деньги. Был перевезен в село Долгое, где стоял до 1913 года, потом его сломали.
4 февраля
«ОКОЛО ВЕЧНОГО»
Свободная молва
На днях получилось письмо из Индии. Какой-то, видимо, весьма интеллигентный индус* пишет по-английски Л. Н. Толстому о том уважении, каким пользуется в Индии имя великого писателя. Автор письма находит большое сходство философских произведений Л. Н. Толстого с тем учением, которое излагается в священных Ведах.
Незнакомый со всеми деталями идей Л. Н-ча, автор письма указывает на какое-то разноглаcиe и цитирует санскритскую рукопись, в которой говорится, что человек не должен беспокоиться о последствиях своих действий, но заботиться единственно о том, чтобы действия были в гармонии с истиной.
Но дело в том, что Лев Николаевич в нескольких своих произведениях и в частных беседах неоднократно высказывал именно эту самую мысль. По мнению Л. Н-ча, человек должен следовать тому закону Высшего Разума, который открыт людям, совершенно не заботясь о тех
или иных последствиях. Искание правды, искание Царства Божьего на земле именно и заключается в этом безропотном следовании закону разума.
Почти одновременно с письмом из Индии получено письмо из Японии, где кружок почитателей Льва Николаевича сообщает ему, что, разделяя его воззрения на земельный вопрос, они учреждают в Японии особое общество, которое задается целью осуществления идеи национализации земли.
Личность индуса не установлена. Известно, что Толстому писал Ганди, но их переписка началась в 1909 г.
6 февраля
«НАУКА И ИСКУССТВО»
Последние новости
В Петербургском университете в непродолжительном времени предполагается устроить вечер в честь Л. Н. Толстого при участии членов студенческих литературных кружков: «Реалистов», «Молодых», «Грядущий день» и др. Полученный сбор с вечера пойдeт на устройство библиотеки имени Л. Н. Толстого, в которой будут собраны все произведения великого писателя, напечатанные на всех языках.
10 февраля
«ЧЕМ ОТПРАЗДНУЮТ ЮБИЛЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО?»
Петербургская газета
П. И. Вейнберг, к которому мы обратились с просьбой посвятить нас в программу будущего торжества, тоже находит, что состав литераторов в комиссии надо усилить.
Надо привлечь Потехина*, Боборыкина**, — сказал нам П. И. — В субботу у М. М. Ковалевского состоится заседание юбилейной комиссии, и я об этом буду говорить.
Хотя, откровенно говоря, я не понимаю смысла подобного рода юбилея. Собираются праздновать восьмидесятилетие со дня рождения Толстого. Но какая заслуга в том, что человек дожил до 80-ти лет?
Дворник — и тот может дожить до такого возраста.
Ведь это не 80 лет литературной деятельности, а 80 лет жизни...
Конечно, Толстой — это большая величина, и радуются каждому случаю выразить дань уважения его таланту...
— Разве на вашей памяти не было подобного рода юбилеев?
— Таких празднеств не было. Помню, что, когда Я. П. Полонскому*** исполнилось 70 лет, то 20 человек его друзей ездили к нему на квартиру поздравлять.
Чествовали Короленко**** по случаю того, что ему исполнилось 40 лет. Сорок лет не есть редкий возраст, и конечно, Короленко чествовали не за то, что он дожил до таких лет.
Просто придрались к случаю, чтобы выразить симпатию любимому писателю.
* А. А. Потехин — романист и драматург.** П. Д. Боборыкин — популярный беллетрист.
*** Я. П. Полонский — поэт, консерватор, выступал против критики церкви и государства со стороны Л. Н. Толстого;
**** В. Г. Короленко — писатель и общественный деятель, правозащитник.
11 февраля
«Л. Н. ТОЛСТОЙ О СТАРИННОЙ МУЗЫКЕ»
Наш день
Ванда Ландовска о посещении Льва Толстого в Ясной Поляне: <...>
— Я вам не стану рассказывать о деталях интимной жизни в Ясной Поляне. В ней столько прелести и простоты, но мне не хватило бы времени, чтобы рассказать вам все свои впечатления. Робость моя отошла, и я теперь с нетерпением ждала возвращения Льва Николаевича с прогулки. Из его разговора вчера вечером и утром о музыке я могла заключить: клавесин ему может не понравиться, игра моя ему может не доставить удовольствия, но то, что я играю, стоит так близко к тому, что он любит, что по крайней мере с этой стороны я не принесу ему разочарования, а вернее, что заинтересую его. Ну и вообразите себе, он был так восхищен старинной музыкой, Купереном, Рамо, Доменико Скарлатти, наконец, И. С. Бахом, что не переставал повторять:
— Да ведь это расширяет наш музыкальный кругозор! Это переносит нас в совершенно другой мир, — говорил он.
— У меня были моменты, я забывался. Меня уносило куда-то при этих чудных шедеврах таких скромных композиторов. Какими напыщенными и пустыми кажутся после них все эти Вагнеры и другие.
В. Ландовская — известная польская клавесинистка и пианистка.