САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Какую роль сыграл Пушкин в «Криминальном чтиве»?

Лауреаты конкурса побывали в московской школе и поговорили со старшеклассниками о том, как творчество великого поэта воспринимает поколение «пятого пальца»

Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2019_пушкин
Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2019_пушкин

Елена-Новоселова

Текст: Елена Новоселова/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Лауреатам XIX Международного конкурса «РГ» «220: Пушкин под напряжением. Памятник или блогер? Не мешают ли классики учить русский новому поколению?» рассказали, где искать пушкинский миф и какую роль сыграл Александр Пушкин в «Криминальном чтиве». Это произошло в одном из лучших учебных заведений города - Пушкинской школе № 1500 (в филиале, где учатся только старшеклассники).

В разговоре о том, как творчество великого поэта воспринимает поколение «пятого пальца» (им обычно набирают текст на смартфоне), приняли участие не только титулованная профессура Института русского языка имени Пушкина и суперпрофессиональные местные педагоги, но и их ученики. Гости-лауреаты тоже не ударили в грязь лицом.

Мы в конференц-зале старинного особняка, который занимает школа. «Звенит» звонок музыкой знаменитого вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».

- Кто понял, что это за мем? - доктор филологических наук Эльмира Афанасьева указывает на слайд, на котором фотография из закрытого сообщества учителей. На ней - Пушкин в модной майке со стикером «Наше все!» и в соответствующей одежде из XXI века позе. 

В зале смущенная тишина. Учителя, любящие вопросы на засыпку, ее хорошо представляют. Никто не знает ответа, даже продвинутые московские дети, которые должны, по идее, лучше педагогов разбираться в таких вещах.  Но вот рука с учительского ряда. «Это Джон Траволта из «Криминального чтива», - выручает всех наш лауреат из Армении Кима Ванескегян.

А Эльмира Афанасьева предлагает коллегам не смотреть свысока на подобное цифровое творчество, а попытаться с этим продуктивно работать. Одно из учительских предложений:


дать задание придумать обложку для тетрадей с изображением Пушкина и разобрать на примере предложенных вариантов, как работает Пушкинский миф.


Этот миф включает в себя коды русской культуры с обязательным гаданием и народными мотивами, и зашифрованные в строфах евангельские сюжеты. Пушкинских учителей просят читать стихи. С легким приятным акцентом в школьном зале звучит любимое с детства «У Лукоморья…». А потом онегинские строчки «Татьяна, русская душою…».

Наши


лауреаты буквально набросились на старшеклассников Пушкинской школы с вопросами о мечтах, будущей профессии, любимых книгах.


Ответ одной из девочек был приятно неординарным. Она мечтает стать режиссером, а из романов назвала автобиографическую вещь Курта Вонненгута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

Директору досталось несколько очень непростых вопросов. Например, о том, как в такую элитную школу попадают дети.

- Никаких экзаменов мы не проводим, принимаем только по результатам ОГЭ, - ответила Елена Щетнева. - Наряду с детьми обеспеченных родителей у нас учатся и те, чьи папа с мамой обеспечивают уборку улиц Москвы.

- А гаджеты у вас запрещены?

- Нет, мы включены в систему Московской электронной школы и электронные устройства нам нужны для дела.

- Форма есть?

- Мы все придерживаемся делового стиля одежды. Организованно форму не заказываем. А по пятницам ребята знают, что могут прийти в чем попроще.

После школы пушкинские учителя отправились в «Российскую газету».