САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Колонка Анастасии Орловой

Четыре книги, которые помогают вырастить читателя

Текст: Анастасия Орлова

Фото: Светлана Пьянкова

Анастасия Орлова с книгами

Как часто мне приходится слышать, что «дети не читают», что у книги сейчас много конкурентов. Сегодня я расскажу о книгах, которые позволяют посмотреть на проблему чтения с разных сторон, расширяют угол зрения и помогают вырастить увлеченного читателя.

«ЧИТАТЬ!» Марина Аромштам. Издательство «Дискурс»

В своей книге Марина Аромштам, писатель, педагог, главный редактор портала «Папмамбук», аккумулирует весь свой читательский и педагогический опыт. И делает это очень любопытно, то и дело обращаясь и к своим любимым книгам детства, и к тем книгам, которые покорили ее сегодня, которые она читает со своим внуком.

Сейчас многие родители увлечены идеей раннего развития и познавательные книги сразу приобретают статус «полезных». Здесь автор выступает настоящим защитником художественной книги, поскольку она «рождает эмоцию», т. е. заставляет сочувствовать, сопереживать, а значит удерживать внимание. Это означает, что в художественной книге есть все, что нужно для развития.

Марина Аромштам дает много конкретных рекомендаций, которые могут пригодиться при обучении самостоятельному чтению. Она рассматривает методики обучения чтению (методы Монтессори, Зайцева, Глена Домана, семьи Никитиных, Эльконина - Давыдова), сравнивает и рассказывает о самом ценном, что можно из них извлечь.

В этой книге приведено множество идей, как увлечь малыша чтением. Например, можно предложить ребенку рассказать свою историю, а взрослому записать рассказ слово в слово. Это очень стимулирует ребенка научиться читать. А может, и вовсе стоит сначала научиться не читать, а писать? Есть о чем задуматься.

Автор приводит обширный обзор книг для малышей, а также книжек, которые подходят для первого самостоятельного чтения и выводят за пределы букваря.

Почему не надо бояться сложных тем, как разговаривать о прочитанном и почему в книге не все должно быть понятно, рассказывает книга «Читать!».

Несколько цитат:

  • Выбирать — это привилегия настоящего читателя.
  • Самостоятельное чтение — это некая важная побочная деятельность ребенка, никак не связанная со школой и требующая специального взращивания.
  • Художественное чтение укрощает дидактику, как бы указывает ее место.
  • Дошкольник в жесткой дисциплинарной системе обучается гораздо менее эффективно, чем в ситуации, когда обучение следует за его интересами и потребностями.
  • Методы, эффективные по отношению к одному ребенку, по отношению к другому могут и не сработать. Это не значит, что данный конкретный ребенок не способен научиться читать. Просто он, скорее всего, «пойдет другим путем».
  • Эмоция — это тот локомотив, который доставляет в детскую голову познавательный материал.

Читать_Марина Аромштам

«РАСЧИТАЙКА» Юлия Кузнецова. Издательство «МИФ»

Маленькая, приятно оформленная книжка в твердом переплете с ляссе — очень нужная вещь для родителей. Детский писатель Юлия Кузнецова, сама мама троих детей, делится своими находками и экспериментами по приобщению детей к чтению и делится ими так щедро, что порой диву даешься изобретательности автора.

Часто мамы пишут о том, что дети требуют читать книгу до конца и заново, и опять, и опять. Родители хотя и рады такой любви к чтению, но не пятнадцать же раз в день одно и то же. А у ребенка в это время идут сложные процессы в развитии. Он хочет снова и снова переживать эмоцию, которая ему нужна в данный момент. Ему нравится угадывать, что будет дальше. Ему сейчас жизненно необходимо повторение. Детям младшего возраста очень свойственно такое поведение. Так вот, Юлия придумала купить ребенку его личный диктофон и записать на него чтение книги. А ребенок может слушать голос мамы и самостоятельно перелистывать страницы. Здорово, правда? Это, конечно, не заменит личное общение, но может внести некоторое разнообразие в читательский процесс и даст родителям передышку.

Но это только один из примеров. Автор подробно рассказывает, как сочинять домашние книги про самого ребенка, как писать малышу письма. Кто удержится, чтобы не прочитать, что там написано?

Книжка наполнена многочисленными примерами, фразами-подсказками и даже заданиями, которые помогут расшевелить собственную фантазию и придумать свои личные крючочки, которые заработают именно в вашей семье и подружат ребенка с книгой.

Несколько цитат:

  • Сложнее — но ценнее — не спускать ребенку директиву о том, почему он должен читать, а поймать, как золотую рыбку, интерес самого ребенка.
  • Если в семье чтение — такой же естественный процесс, как приготовление обеда, то ребенок в любом случае станет проявлять к книге интерес.
  • Начните читать книги при детях прямо сегодня!
  • Если представить себе детское чтение как некий Город, где есть Книги-дома, то мэр этого города — мама ребенка. От нее зависит всё.
  • Чтение — не повинность, не обязанность. Это способ познать мир и себя в мире.

Расчитайка

«МЕЖДУ НАМИ» Вадим Левин, Рената Муха. Издательство «Октопус»

Чрезвычайно полезная книга от поэта и педагога, автора «Глупой лошади» - моей любимой книги детства, - и великолепной Ренаты Мухи, с которой они очень дружили. Необычна она тем, что выглядит как детская книга, а написана вполне себе для взрослых. Продолжение ее названия звучит так: «Педагогические заметки писателей. Как читать детям. Как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя радость». Впрочем, книга двусторонняя - если ее перевернуть и начать читать с другого конца, обнаружатся прекрасно проиллюстрированные «Стихи, рассказы и развлечения для общения с детьми».

Несколько цитат:

ЖАЛОБА ПОЭТА

Мне сегодня очень грустно,

Но не письменно, а устно.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Говорит яйцо яйцу:

«Не судите по лицу».

ДОЖДИК

Дождик тянется за Тучкой,

Шепчет Тучке на ходу:

«Мама, скучно,

мама скучно,

мама, можно

я пойду?»

КОШКИНА ПЕСЕНКА

В девятиэтажном доме

на десятом этаже

никого не селят,

кроме…

никого не селят,

кроме…

никого не селят,

кроме

тех, кто там

живёт уже.

СТИХИ ПРО ЭТО

Всю ночь с темноты до рассвета

на ветке сидела Сова

И песню сложила про это.

И песню сложила про это.

И песню сложила про это.

А утром забыла слова.

Но вернемся к первой части книги. Авторы уделяют большое внимание важности материнского общения с младенцем - потягушки, просыпалки, тормошилки, забавки, хваталки, кормилки, купалки - все это жизненно необходимо для установления прочной эмоциональной связи между матерью и ребенком и, конечно, для веселой игры. Это не только создает эмоциональную связь между мамой и ребенком, не только дарит чувство безопасности в освоении мира, но и прокладывает первые незримые мостики в языковое пространство. Это первая встреча со словом.

Далее авторы подробно останавливаются на психологических особенностях и потребностях разных возрастов. Но более всего книжка примечательна тем, что она, как мешок с чудесами, полна игр. Вадим Левин - настоящий знаток детских душ - очень тонко чувствует, чем можно увлечь малыша, как разжечь его интерес, как научить его так, что он не заметит, что учится - ведь он ИГРАЕТ!

Игры звуковые. Игры речевые. Игры, обучающие чтению. Еще немного поиграли, и вот уже ребенок сам начинает сочинять. Что уж говорить об обостряющемся чувстве красоты языка, поэтическом слухе, благодаря которому начинают восприниматься и лирика, и юмор в поэзии, и языковая игра.

Игры описаны очень подробно. Иногда они сопровождаются реальными диалогами и детскими вопросами. И все это чрезвычайно удобно, потому что заинтересованные родители и педагоги тут же могут применить игры на практике и, возможно, изобрести свои.

Между нами, взрослыми

«КАК РОМАН» Даниэль Пеннак. Издательство «Самокат»

Педагогическое эссе - чтение не художественное. Однако книга написана так вдохновенно, что захватывает с первых страниц. Надо сказать, что Даниэль Пеннак не только известный писатель (его книги переведены на 26 языков), но и увлеченный педагог, коим он и выступает в этой книге. Главный посыл: читать нужно только по любви. А я бы добавила, что и всё остальное тоже.

Не могу не привести здесь неотъемлемые права читателя, которые декларирует Даниэль Пеннак:

1. Право не читать

2. Право перескакивать

3. Право не дочитывать

4. Право перечитывать

5. Право читать что попало

6. Право на боваризм (состояние, когда размываются границы между реальным и воображаемым)

7. Право читать где попало

8. Право читать вслух

9. Право втыкаться (право взять любую книгу, открыть на любой странице и читать с любого места)

10. Право молчать о прочитанном

Несколько цитат:

  • Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения.
  • А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение.

    Читать.

    Вслух.

    Даром.

    Его любимые сказки.
  • Повторение успокаивает. Оно - свидетельство близости. Само ее дыхание.
  • Нет ни малейшего шанса хоть четверть часа побыть наедине с собой.

    Мечтам бой! Скука не пройдет!

    Прекрасная скука...

    Медлительная скука…

    Которая делает возможным всякое творчество.
  • В нас живут книги и друзья. Когда кто-то из близких дает почитать книгу, мы среди строк поначалу ищем его - его вкусы, причины, побудившие подсунуть нам именно эту книжку, какие-то знаки братства.
  • Если бы любовь приходилось рассматривать с точки зрения распределения времени, кто бы на нее отважился? (…) Чтение никак не связано с регламентом жизни общества, оно, как и любовь, просто образ жизни.
  • Эти четыре книги занимают уважаемое место в моей библиотеке, и как жаль, что их не было у меня раньше, когда мои дети только начинали читать. Несомненно, мой опыт был бы намного богаче. Но о своем опыте я расскажу в одной из следующих статей.

Как роман