Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
экранизации на KINOFESTIVAL-BERLINALE

Самые заметные работы, связанные с литературой, на Берлинале

На нынешнем Берлинском международном кинофестивале показали фильм об Астрид Линдгрен, но без Карлсона

Текст: Сусанна Альперина/РГ
Фото: berlinale.de
Сусанна-АльперинаОтношения с литературой 68-го Берлинале заслуживают особого внимания. Многие фильмы — как программы основного конкурса, так и других — экранизации книг. От «Профиля» Тимура Бекмаметова (программа Forum), который снят по книге «Я была джихадисткой» французской журналистки Анны Эрель, составленной из записей ее переговоров по скайпу с террористом, до конкурсной картины Гаса Ван Сента «Не волнуйся, на своих двоих он далеко не уйдет» — экранизации одноименной биографии карикатуриста и музыканта Джона Каллахана.

Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет, Гас Ван Сент


«Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет», Гас Ван Сент

Литературной теме посвящен, показанный в самый первый день фестиваля, фильм из программы Berlinale Special «Книжная лавка» (The Bookshop) режиссера Изабель Койшет. Высидеть ее — двухчасовую — до конца может только женщина, любящая сериалы. В главной роли — эмансипированной женщины, которая в британской глуши в 1950 году решилась на открытие собственного книжного магазина — Эмили Мортимер — актриса, которую всегда немного жаль. Для российского зрителя может быть особенной интересна часть фильма, посвященная тому, как в английской глубинке в середине прошлого века воспринимали, например, «Лолиту» Набокова.

Книжный магазин, Изабель Койшет

«Книжный магазин», Изабель Койшет

Фильм «Счастливый принц» про писателя Оскара Уайльда также был показан в программе Berlinale Special. Автор сценария и режиссер, он же исполнитель главной роли — известный артист Руперт Эверетт. И совсем скоро крупный международный дистрибьютор выпустит фильм в России.

Но, пожалуй, самая заметная работа, связанная с литературой на нынешнем Берлинском международном кинофестивале — художественный фильм «Быть Астрид», посвященный жизни знаменитой писательницы Астрид Линдгрен. Любопытно, что и эта картина режиссера из Дании Пернилле Фишер Кристенсен включена в программу Berlinale Special.

«Быть Астрид Лингдрен», Пернилла Фишер Кристенсен

«Быть Астрид Лингдрен», Пернилла Фишер Кристенсен

Хорошую мелодраму тоже нужно уметь снимать. Жанр в последнее время сильно испорчен режиссерами — экспериментаторами, желающими заявить о себе в этой сфере, и попутно завоевать большую женскую аудиторию. Пернилле Фишер Кристенсен дала своей новой работой мастер-класс. Зритель, правда, не найдет в этом фильме ни Карлсона, ни Рони — дочь разбойника, ни Калле Блюмквиста — всех тех героев, которые так любимы в произведениях писательницы. Но судьба самой Астрид Линдгрен похожа на удивительную сказку. Дочь сельского фермера, в свои

18 лет, Астрид умудрилась родить ребенка от мужчины, который на 30 лет старше ее. Семья придерживалась строгих религиозных взглядов, так что мальчика Лассе (полное имя — Ларс) пришлось… отдать. Он воспитывался в Дании, и тому была еще одна причина — юная мать не могла его прокормить и содержать. В 2016 году в Москве на Неделе Шведского кино показывали документальный фильм об Астрид Линдгрен режиссера Кристины Линдстрем. Он назывался «Астрид. Жизнь и время», и в нем в подробностях рассказывалось о судьбе одной из величайших сказочниц мира.

От хорошей жизни сказки не пишут. Кажется, что иногда человеку сверху посылаются такие страдания и переживания, что он может выжить и перенести их только благодаря творчеству. Недаром название фильма можно перевести и как «Стать Астрид» — в нем показан путь, который прошла эта, простите за штамп-каламбур, мужественная женщина.

Сказки Астрид написаны уже в тот период жизни, когда после отказа выйти замуж за взрослого соблазнителя малолеток, она, работая на износ, встретила будущего мужа Стуре Линдгрена и смогла забрать Лассе домой. Позднее у них родилась общая дочь Карин. И лишь тогда Астрид дала волю своей фантазии (а задатки сочинять истории у нее были с детства) и начала писать сказки, которые нам всем хорошо знакомы.

«Профиль», Тимур Бекмамбетов

«Профиль», Тимур Бекмамбетов

Картина начинается с того, что в свой день рождения, уже постаревшая, Астрид Линдгрен сидит и разбирает почту — ей пишут дети со всего земного шара. Присылают кассеты со специально записанными песнями, рисунки…. Благодарят, как могут. Их трогательные послания уже настраивают зрителя на лирический лад. А после этого… мы увидим Пеппи Длинныйчулок. То есть саму Астрид Линдгрен в молодости — девочку с забавными рыжими косичками. Большая удача режиссера — правильный выбор героини на главную роль. Актриса Альба Аугуст — просто сгусток обаяния. При этом она интеллектуально развита, в глазах светится ум… Конечно же такую деревенские парни на танцах не приглашают. Что делает Астрид? Идет танцевать одна, и тот момент, когда она «отжигает на танцполе» — один из лучших в фильме. Девушку с такой энергией не может не заметить главный редактор местной газеты, порядком потрепанный работой и личными отношениями. Ему нужна была ассистентка, и, как только Астрид появляется на пороге редакции — он, вместо собеседования, устраивает ей тест, похожий на игру в ассоциации. Когда он ей говорит слово «Будущее», а она отвечает «Свобода» — уже становится ясно, что служебный роман — неизбежен.

«Довлатов», Алексей Герман-мл.

«Довлатов», Алексей Герман-мл.

В зале, пожалуй, не было человека, который бы не плакал во время просмотра фильма. Но это были очень хорошие слезы, вызванные бурей эмоций: состраданием, жалостью, радостью, смехом. Нормальная реакция, которую могут вызвать всем понятные житейские проблемы. Любовь, семейные отношения, рождение ребенка, мужской обман, девичья неопытность, бедность, брошенные дети. Но самое главное в картине — то, что она внушает оптимизм, причем без навязчивости и морализаторства, а просто потому, что смешная рыжеволосая девчонка смогла пройти сквозь все страдания и реализовать себя, придумав судьбы таких сказочных героев, которые не забываются. Однако тема брошенных детей пройдет почти через все сказки Астрид Линдгрен. И это будет похоже на то, что случится почти век спустя, с другой писательницей Джоан Роулинг, которая в трудную минуту безработицы, также брошенная начнет писать в кафе за столиком сказку о мальчике-сироте Гарри Поттере… Но об этом расскажет уже другой фильм.

Актриса Альба Аугусто в роли Астрид Линдгрен

Актриса Альба Аугусто в роли Астрид Линдгрен

Источник:
«Российская газета» — 22.02.2018

23.02.2018

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Кино и литература›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ