Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Мои_любимые_поэты_Варлам-Шаламов

Тень Петрарки. Варлам Шаламов. 18 июня

. Самые мои поэты, или Мой «роман» со стихами

Текст: Дмитрий Шеваров
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

18 июня 1907 года в застенчивой Вологде у священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлам.


Кто, в каком сне мог представить тогда, что сын священника проведет треть своей жизни в заключении и станет автором «Колымских рассказов»?..


Валерий Есипов, известный исследователь жизни и творчества Шаламова, передал в нашу редакцию неизвестные стихи Варлама Тихоновича.

Вот что рассказывает Есипов об истории их создания:


«Эти сонеты были написаны в 1950-1951 годах в лагерной больнице, куда Шаламова определили фельдшером.


Писать там было невозможно, даже сонеты о любви. Варлам Тихонович сочинял в уме и запоминал. Это были его эксперименты с формой сонета. Шаламов не придавал им серьезного значения. Но нам сегодня важно не их качество, а само их возникновение в тех условиях. И как это помогало выжить. А записал Шаламов эти сонеты уже после освобождения, в 1952-1953 годах, когда работал вольнонаемным в Якутии, около Оймякона….»

Сонеты Варлама Шаламова

Мои-любимые-поэты.-МартВозлюбленных и жен оставив в странах жарких,
Мужчины бродят от скалы к скале.
По гребням гор проходит тень Петрарки,
Последнего поэта на Земле.
Ее встречает шутками и смехом
Лихое сборище холостяков,
Но как бы ни гремело эхо,
Ему не заглушить стихов.
И с голоса тоски, которой громче нету,
В тайге мы учим южные сонеты.

* * *

На ножке голубя, в дорожном пыльном вьюке,
С копытным плеском конных эстафет
Истлевшее письмо летит к моей подруге,
Опаздывая на двенадцать лет.
Едва ли нужно сокращать страданья,
Катая письма в скорых поездах,
Любви и жить нельзя без ожиданья,
В ее натуре мучиться и ждать.
Пускай, пускай ракетные пилоты
Хотят догнать вращение земли.
Любви спешить за ними нет расчета,
Ей все равно ведь хлюпать по болотам
И кашлять в ветровой пыли.

* * *

Здесь солнца дороги коротки.
Подняться и выйти за сопки
Ему уже стало невмочь.
Гусиного крика ночного,
Тревожного гула печного
Полна одинокая ночь.
Тебе, позабытой девчонке,
Когда-то со мной обрученной,
Напомнить о нашей любви.
Я выбрал осеннее время:
Снежинки и ветер, и темень,
И старая буря в крови.

* * *

Я славу в юности искал на площадях.
Случайный взгляд красавиц разодетых
Встречал, и он, меня не пощадя,
Еще тогда определил в поэты.
И тридцать лет я письма им писал,
Просил любви иль просто состраданья.
И письма, наконец, дошли по адресам,
И я спешил на первое свиданье.
Я в дверь стучу — и сам себе не верю.
Старуха-нищенка мне открывает двери.
Публикация В. Есипова, РГАЛИ. Ф. 2596.

155-й сонет Шекспира

Когда на грани глухоты опасной
Мы тщимся бедной мыслью обуздать
Незавершенность музыки прекрасной
И образ Совершенства ей придать —
Так и ваятель, высекая искры,
Стремится в камне душу разбудить,
Так любящий безумствует, неистов
В своем желанье страсть опередить.
Так воин рвется смерть принять
в сраженье…
Когда ж нас озарит разгадки свет?
Ведь счастье не в конце,
а в продолженье
Мгновенья… Но кончается сонет.
Как отраженье вечности нетленной
Песнь вырывается у времени из плена.
Начало 1970-х (Впервые опубликовано Ю. Шрейдером в сборнике «Возвращение», 1991 г.)

Из «Таблицы умножения для молодых поэтов» Варлама Шаламова, 1964 г.

Поэзия — это жертва, а не завоевание. Поэзия — это судьба, а не ремесло. Пока кровь не выступает на строчках — поэта нет, есть только версификатор.

Научиться писать стихи — нельзя. Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.

Поэзия — неизвестность, тайна. В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи.

Короче! Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф.
Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина. Пушкин — поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев — еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину.

В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку.

Оригинал статьи: «Российская газета»

18.06.2019

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Мои любимые поэты›:

Подписка на новости в Все города Подписаться
Нонфикшен2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ