Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
краудфандинг, литература

Как собрать деньги на литературу?

О литературных проектах, основанных на краудфандинге

Текст: Альбина Гимранова, ГодЛитературы.РФ
Коллаж ГодЛитературы.РФ

Краудфандинг удачно вписался в наш мир, где главной ценностью стали идеи. Его суть проста: у вас есть предложение, у людей — свободные деньги и желание поучаствовать в проекте. Краудфандинг затронул почти все сферы жизни. Деньги собирают на театральные постановки, реставрацию церквей и даже на разработку вакцины от онкологических заболеваний. Но все-таки охотнее всего на краудфандинговых площадках поддерживают проекты, связанные с литературой, музыкой и кино.

«Год литературы» поинтересовался, каково это — собирать деньги на издание книги ирландца Флэнна О’ Брайана (успешно завершилось), на перезапуск уже существующего медиа «Батенька, да вы трансформер» (в процессе) и на запуск нового специализированного портала «Литературно» (в процессе).

шаши


Флэнн O’ Брайен «Лучшее из Майлза» — сборник лучших текстов ирландского писателя

Нужная сумма: 155 000
Собрано: 181 250 (117%)


Переводчик, издатель, создатель магазинов «Додо» Шаши Мартынова — эксперт со стажем в области краудфандинга. Необходимая сумма на издание книги Флэнна О’Брайана «Лучшее из Майлза» была собрана еще до окончания срока. Шаши рассказала о тонкостях успешной краудфандинговой кампании и об опыте «Додо».

«Краудфандинговая кампания — большой ежедневный труд»

В чем секрет успешности краудфандинговой кампании? Ведь даже на той же Планете достаточно книг, которые требуют поддержки. От чего зависит, пойдет книга или не пойдет?
Шаши Мартынова: Устроитель кампании (издатель) должен отчетливо понимать, почему его книга хороша, зачем (предметно) она нужна аудитории, и уметь это интересно, ярко, убедительно и компактно рассказать много-много раз и в разных вариантах. Не менее важно предъявить отчетливое описание того, на что именно привлекаются деньги и внимание публики: прозрачность — показатель чистоты намерений организаторов кампании, поскольку такой способ аккумуляции средств на издание — не способ заработать, а способ сделать тираж, а уж потом, на тех книгах, которые не забронированы участниками кампании, что-то заработать. Ну и, конечно, очень полезно иметь хоть какую-то человеческую и профессиональную репутацию — как опорный камень доверия для людей.

Поддерживали ли вы сами какие-нибудь краудфандинговые проекты? Если да, то какие? И что повлияло на ваш выбор?
Шаши Мартынова: Да. Из недавнего — книгу художника и педагога Саши Галицкого о том, как общаться с пожилыми родителями. Она пока еще в доделке, мы, акционеры, ее очень ждем. В целом я поддерживаю издательские проекты друзей, и те книги, которые мне попросту нужны как читателю и иным способом их не добыть.

Для читателя в краудфандинге одни плюсы: и книгу интересную уже купил до выпуска, и морально удовлетворен — внес свою лепту в развитие проекта. А как насчет издателя? Так ли все радужно?
Шаши Мартынова: Краудфандинговая кампания, любая, — большой ежедневный труд, помимо того, что на мне в наших проектах вся предпечатная подготовка. К счастью, я работаю на наших краудах не в одиночку, в «Додо» восхитительный градус поддержки и совместного делания, иначе я бы пропала. Но мы последние 2,5 года в «Додо» издаем книги практически исключительно этим способом, и он, безусловно, работает: мы после продажи всего тиража остаемся в некоторой прибыли, не говоря уже о том, что появляются редкие хорошие книги и о нас посредством крауд-кампании узнает новая аудитория. Это яркий, чистый и благодарный информационный повод.

Практика показывает, что люди охотнее поддерживают небольшие материальные объекты, в том числе и книги. А более масштабные и виртуальные, например, сайт о литературе, не так популярны. Как по-вашему, с чем это связано?
Шаши Мартынова: Мы по-прежнему живем в материальной реальности, нам всем нравится трогать вещи руками, присваивать, тащить в дупло, считать своим личным. Сайт в дупло не утащишь. И, да, когда сумма постижимая, участник кампании чувствует, что его вклад имеет значение, он что-то меняет, и это тоже важно — чувствовать, что именно твоими усилиями делается что-то красивое и счастливое, не умозрительно, не по закону больших чисел, а лично тобой.

самиздат, эксперимент, журналистика, литература


«Батенька, да вы трансформер» — площадка самиздата с экспериментами в журналистике, публицистике и литературе

Нужная сумма: 500 000
Собрано: 143 887 (28,7%)


Антон Ярош, сооснователь сайта «Батенька, да вы трансформер», рассказал, для чего нужно полмиллиона и почему в России их не так легко собрать.

«В расчете всей суммы до копейки тоже есть лукавство»

Насколько я знаю, это ваш первый краудфандинг. Вы сейчас собираете деньги на перезапуск и расширение возможностей сайта — это понятно. А на что вы существовали до этого? И почему сейчас выбрали именно краудфандинг?
Антон Ярош: Мы хотим заработать средства для развития самиздата. И для этого постоянно тестируем разные методы монетизации. Это наша первая краудфандинговая кампания, созданная по всем канонам: с лотами, с акциями, с новостями. Раньше у нас на сайте стояла кнопка Яндекса для пожертвований, и периодически нас финансировали читатели — по триста рублей, по тысяче. За все время существования кнопки мы собрали примерно тридцать тысяч. До этого, как и сейчас, мы существовали исключительно на энтузиазме и любви к проекту. У нас нет инвестора, не было накопленного стартового капитала, нет попечительского совета. И даже щедрый Госдеп почему-то обошел нас стороной.

Поддерживаете ли вы сами какие-то проекты на краудфандинге? Если да, то какие? И насколько регулярно?
Антон Ярош: К сожалению, пока у нас нет возможности вкладываться финансово в другие медиа. Но когда появится такая возможность, обязательно будем это делать. Мы убеждены, что будущее за альянсами и нужно помогать единомышленникам. Сейчас мы объединяем вокруг себя схожие по духу проекты, созданные без инвесторов, с болезненной любовью к собственному делу. Но пока это не финансовая взаимопомощь, а информационная и мотивационная.

Кстати, у вас не прописано, почему именно вы собираете пятьсот тысяч. Другие расписывают, сколько копеек пойдет верстальщику, сколько — автору или дизайнеру. У вас все в общих чертах — внутренний портал, картель независимых медиа, завоевание мира. Вы сознательно отказались от калькуляции расходов? Не боитесь, что вас не поймут?
Антон Ярош: Возможно, в данном пункте мы допустили оплошность. Все-таки это наш первый раз, и мы могли не учесть нюансов. Но, с другой стороны, в расчете всей суммы до копейки тоже есть лукавство. На старте краудфандинговой кампании можно что угодно расписать до копейки, но за два месяца сбора средств ваши нужды могут кардинально поменяться, и все обещанное окажется пустозвонством. Мы честно пишем, что хотим развиваться, и полмиллиона — это тот объем инвестиций, которого нам хватит на месяц активного запуска лежащих в загашнике идей. На самом деле нам нужно больше, но просить пятьсот тысяч в первый раз тоже как-то неловко.

Вы собираете деньги на разовый проект или, если все пойдет по плану, планируете в дальнейшем регулярно пользоваться краудфандингом?
Антон Ярош: В идеале, мы хотим начать монетизировать проект с помощью других механик. У нас есть разработанный бизнес-план, который каждый месяц корректируется. Мы умудряемся зарабатывать небольшие деньги на магазине, баннерах и спонсорстве некоторых материалов, но этого пока едва хватает на то, чтобы не уйти в минус. При этом самиздат вырос уже невероятно, и для его дальнейшего развития нам нужно перейти на новый уровень: отправлять авторов в командировки, переводить лучшие тексты на английский язык, проводить мероприятия по стране и так далее. Все, что описано у нас в проекте, будет реализовано. Краудфандинг в данном случае — это толчок. В будущем мы можем обращаться к нему ради разовых проектов, требующих затрат на производство.

Как вы думаете, почему краудфандинг на Западе более распространен, чем в России?
Антон Ярош: Я думаю, тут многое зависит от доходов населения. Средняя зарплата в нашей стране — 33 тысячи рублей. Средняя зарплата, допустим, в США — 3−3,5 тысячи долларов. Разница ощутимая. Люди буквально живут от зарплаты до зарплаты, и свободные деньги, которые можно было бы вложить даже в обожаемый проект, есть не у многих. Все остальные причины уходят на второй план: отсутствие культуры платить за контент, молодая практика, боязнь совершать платежи по картам, недоверие к платформам, к организаторам проекта и т. д.

буковская


Проект «Литературно» — литафиша и онлайн-СМИ о литературе

Нужная сумма: 190 000
Собрано: 76 662 (40,3%)


Автор проекта Арина Буковская рассказывает о важности сервиса, трудностях сбора денег и акциях в поддержку кампании.

Идея красивая, проект важный. Почему бы не отправить его в народ еще перед запуском?

Вы ведете паблик «Литературно» «ВКонтакте» с 2013 года. Почему вы решили запустить отдельный портал? И для чего это нужно?
Арина Буковская: Сперва паблик был чем-то вроде блога для меня и Анны Колесниковой — второго куратора проекта «Литературно». А идея «Литературно» как портала окончательно оформилась около года назад. Мы понимали, что работать хочется именно в околокнижной отрасли и раздумывали над тем, что тут можно сделать интересного и полезного. Решили, что это будет онлайн-СМИ. Потому что, во-первых, мы журналисты и любим свою работу, а во-вторых, приличных околокнижных интернет-СМИ во всем рунете полторы штуки.

Портал «Год литературы» тогда еще только-только появился, был хороший ресурс «Афиша. Книги», но проект свернули. Есть, конечно, множество небольших сайтов, но почти все они не очень качественные: либо локального значения, либо с дурным дизайном и плохим функционалом, либо полуживые и так далее. В общем, решили, что запустим книжный новостной портал — такой, каким мы его видим. И тогда же пришла мысль о литафише — очень логичная, на мой взгляд, и очень удачная.

Крупной афиши литературных событий в России опять-таки нет, видимо, потому что сделать ее непросто. Для того чтобы не захлебнуться в огромном количестве информации о мероприятиях, которые проводят по всей стране издательства, книжные магазины, лектории, библиотеки, у онлайн-афиши должен быть хороший функционал, позволяющий ранжировать эти события по городу, дате, месту проведения, отделять платные от бесплатных, популярные от менее популярных и так далее. Это нужный сервис. Я и как пользователь хочу, чтобы он поскорее появился. В общем, мы остановились на том, что запустим онлайн-площадку, на которой будут освещаться самые интересные события в книжной сфере (новости, обзоры, репортажи, интервью) и формироваться максимально полная афиша литературных мероприятий разных городов. Это, конечно, глобальная цель, но мы к ней будем продвигаться.

Сразу ли вы решили обратиться к краудфандингу или пробовали собрать деньги другим путем (собственные средства, государство, инвесторы)?
Арина Буковская: Сначала мы попробовали заказать сайт у недорогих исполнителей, но этот эксперимент с треском провалился. Ту площадку, которая нам нужна, необходимо сделать качественно, а это все-таки могут только профессионалы. И когда стало ясно, какая сумма требуется для создания портала, решились на краудфандинговый сбор. Идея красивая, проект важный. Почему бы не отправить его в народ еще перед запуском?

Поддерживали ли вы сами какие-то проекты на краудфандинговых площадках?
Арина Буковская: До запуска «Литературно» я поддерживала только крауд-идеи своих приятелей. Теперь на глаза часто попадаются новые интересные проекты, которые хочется поддержать. По мере возможности я себе в этом не отказываю.

Вы пишете, что рассмотрели множество вариантов и решили остановиться на разработке сайта веб-студией за 150 тысяч рублей. Но если вы рассчитываете, что через некоторое время ваш портал сможет содержать сам себя, то что мешает запустить его своими силами на бесплатном движке (например на WordPress), а потом, спустя время, заказать у веб-студии сайт?
Арина Буковская: Я уже говорила, что идея портала «Литературно» в том, чтобы объединить околокнижное СМИ с полноценной литафишей. В этом особенность проекта, его уникальность и конкурентное преимущество. WordPress такой возможности нам не даст, как и другие бесплатные движки. Для «Литературно» нужен специальный сайт с удобным функционалом, интуитивно понятным интерфейсом и так далее.

Ваш проект запущен два месяца назад, но вы пока не набрали половины суммы. Как вы думаете, с чем это связано?
Арина Буковская: Это связано с тем, что раскручивать краудфандинговый проект совсем не просто, если под рукой нет какого-то крупного информационного ресурса. Чтобы люди оценили идею, нужно о ней рассказать. Мы действуем по мере сил: используем соцсети, партнерства, стремимся привлекать журналистов. Предлагаем людям интересные акции в награду за поддержку. К примеру, одна из акций — экскурсия на съемки фильма «Сергей Довлатов» Алексея Германа-младшего. Совсем скоро будет экскурсия в знаменитые «полторы комнаты» — закрытую квартиру Иосифа Бродского. Еще мы проводим «книжные» фотосессии вместе со студией LeonaStage, награждаем людей книгами с автографами известных писателей и так далее. Тем не менее сбор пока идет медленней, чем хотелось бы.

Что вы планируете делать, если не соберете деньги?
Арина Буковская: Думаю, что «несгораемую» половину суммы мы все-таки соберем. Недостающую добавим и начнем делать портал. Если — очень не хотелось бы — краудфандинг закончится неудачно, будем искать другие возможности приобретения стартового капитала.

Так, разворачиваем оптимистичный сценарий. Вы собрали 190 тысяч на запуск сайта, а как будете поддерживать журналистов? Это будут волонтеры или будете запускать отдельную краудфандинговую компанию?
Арина Буковская: По оптимистичному сценарию, портал начнет работать этим летом. Сначала акцент будем делать на литературной афише для Москвы и Петербурга, вполсилы вести новостную ленту и набирать аудиторию всеми возможными способами. Ресурсы для работы в таком пилотном режиме у нас есть. Затем постепенно начнем улучшать журналистскую составляющую портала и расширять афишу на другие города.

Ссылки по теме:
Многодельная литература — 16.10.2015
«Ты должен заразить зрителя-читателя» — 22.12.2015
«Сбор-ник» для писателей и читателей — 17.03.2015
Пешком в историю… через пустыню — 16.04.2015
В Воронеже собирают деньги на памятник Маршаку — 18.02.2015

Просмотры: 71
01.04.2016

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ