САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Карантинный «Нацбест». Четверо на шестерых

4 августа пройдет финал премии «Национальный бестселлер» — 20-й по счету и самый необычный за все время существования премии. Объясняем и представляем финалистов

Мастерские-ГодаЛитературы-на-арт-форуме-молодежи-Таврида-семинар-критика-Визель

Текст: Михаил Визель

4 августа будет объявлен очередной победитель литературной премии «Национальный бестселлер», «единственной общероссийской литературной премии с петербургской пропиской». За 20 лет своего существования «Нацбест» прочно занял свое место в «симфонии» русских литературных премий: дерзкий и непочтительный к мэтрам «неформат», наступающий на пятки мейнстриму и стремящийся занять его место.

В этом году, однако, премиальный цикл оказался осенен целым рядом особенностей. Первая из них – общая на всех: понятно, что торжественная церемония никак не могла состояться, как обычно, в конце мая – начале июня, и ее пришлось перенести на осень.

Но дальше начались особенности уже «индивидуальные». Во-первых, оргкомитет настоял на том, чтобы провести церемонию онлайн, не дожидаясь окончания сезона отпусков; во-вторых, Вадим Левенталь, ответсек премии с момента кончины в 2013-м ее основателя В.Л. Топорова, в знак несогласия с этим решением подал в отставку. И в-третьих, при выборе членов Малого жюри, которое, собственно, и должно выбирать победителя из числа финалистов, выбранных ридерами, то есть Большим жюри, оказался решительно изменен принцип его формирования: в Большом жюри – профессионалы-книжники, в Малом – профессионалы – но не книжники: рэперы, банкиры, кинорежиссёры и т.д.

Но на сей раз Малое жюри оказалось набрано из таких же профессиональных читателей, включая прошлогоднего победителя, прошлогоднего финалиста и, что самое удивительное… одного из нынешних номинаторов! Именно благодаря Владиславу Толстову «Пёс» петербуржца Рябова оказался вовлечён в «премиальный процесс». Фигура же Председателя жюри, задача которого – вынести соломоново решение в случае равенства голосов, исчезла вовсе.

Оргкомитет объясняет такую «смену галса» практическими соображениями: нужно было найти экспертов, способных за две недели прочитать пять достаточно больших романов и один очень большой. А в идеале – уже их прочитавших. А где ж таких искать, как не в среде книжных экспертов?

При этом, правда, возникает неловкость другого рода: получается, что невозможно найти четырёх человек, прочитавших шесть книг, претендующих на звание «Национального бестселлера», которые не были бы с этим «Национальным бестселлером» тесно связаны…

Но все-таки рискнем пренебречь внелитературными соображениями и напомним, что из себя представляют финалисты с точки зрения чисто литературной (в алфавитном порядке).

  1. Андрей Аствацатуров. «Не кормите и не трогайте пеликанов»

    М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019

    Очередной псевдополуавтобиографический роман потомственного петербургского филолога – с элементами детектива и плутовского романа, спонтанным сексом и даже подозрением на наркотрафик. В целом очень симпатичный роман, имеющий равные шансы войти лет через пятьдесят в учебники литературы рубежа XX–XXI веков и учебники истории того же периода (если тогда еще останутся учебники).
  2. Михаил Елизаров. «Земля»

    М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019

    Это и есть тот самый «один очень большой роман», из-за которого у оргкомитета могли возникнуть трудности с подбором членов Малого жюри. Читать его тяжело не только из-за объема. Сама тематика – кровавые братоубийственные (в прямом смысле) разборки в паучьей банке похоронного бизнеса небольшого подмосковного города вполне коррелируются с вязким, каким-то угрюмым и самоуглублённым стилем изложения. Впрочем, русский роман – это ж не всегда развлечение и про развлечения.
  3. Ольга Погодина-Кузмина. «Уран»

    М.: Флюид ФриФлай (Книжная полка Вадима Левенталя), 2019

    Автор этого романа – профессиональный востребованный сценарист и драматург, и строит роман по всем законам своего многотрудного ремесла. Сюжетные арки расходятся и сходятся, герои вовремя переживают первый, второй и третий сюжетный поворот. Тема – в меру глобальная (советский атомный проект), сеттинг в меру экзотический – как бы советская Эстония 1953 года, где найдены залежи урановой руды. Умело вплетены неизбежные бантики этнических и сексуальных меньшинств. В общем, очень грамотная книга. Которой хочется пожелать скорее стать фильмом.
  4. "Пес" Кирилла Рябова

    Кирилл Рябов. «Пёс»

    М.: Флюид ФриФлай (Книжная полка Вадима Левенталя), 2020

    Дебютный роман автора, ранее известного в Сети под псевдонимом-ником, к которому и добавлять ничего не надо: «Сжигатель трупов». На сей раз никто никого (или ничего) не сжигает, но читателю от этого ненамного веселее. За подробностями стоит обратиться к внимательному разбору Андрея Мягкова.
  5. София Синицкая. «Сияние “жеможаха”»

    СПб.: Лимбус-Пресс, 2020

    Книга составлена из трех смежных и взаимоперетекающих друг в друга повестей: «Гриша Недоквасов», «Система полковника Смолова и майора Перова» и «Купчик и Акулька Дура, или Искупление грехов Алиеноры Аквитанской». Действие начинается в 1934 году – убийство Кирова – и продолжается до 1945-го. Впрочем, в призрачном мире «жеможаха» (само это слово – ослышка из литургического «Показывай ученикам Твоим славу Твою, яко же можаху») даты – такая же условность, как имена, звания и положение.
  6. Булат Ханов. «Непостоянные величины»

    М.: Эксмо, 2019

    Марксист, «лицеист» Булат Ханов – не то чтобы «новая надежда», но приметная фигура новейшей русской литературы. Оба его романа – прошлый «Гнев» и нынешние «Величины» неровны по композиции, неоднозначны по месседжу, небезупречны по языку, но в них есть живой интерес к жизни (не жизни вообще – а вот конкретно к тому, что описывается) и живая, да простится нам эта банальность, боль. В частности, боль за провинциальную среднюю школу, в которую едет служить герой книги учителем литературы. Правда, выясняется, что он не столько служит, сколько работает под прикрытием – но прикрытие это пугающе правдоподобно.

Остаётся сказать, кого из перечисленных номинатив я сам считаю фаворитом. Поскольку я не питаю иллюзий, будто члены Малого жюри, усердно дочитывающие опусы, из которых им предстоит завтра делать выбор, заглянут в этот обзор, я могу смело его назвать. На мой взгляд, из шести представленных в наибольшей степени титула «Национального бестселлера» в этом году заслуживает «Земля» Михаила Елизарова. Но члены Малого жюри, имеющие свои представления и пристрастия, разумеется, могут рассудить по-другому. Кстати, вот они:

Малое жюри «Нацбеста-2020»

  • Андрей РУБАНОВ, писатель и сценарист. Лауреат «Нацбеста-2019» с романом «Финист — ясный сокол».
  • Татьяна СОЛОМАТИНА, писатель и сценарист. Создательница шоу о литературе на ютуб-канале.
  • Владислав ТОЛСТОВ, книжный обозреватель. С 2016 года — автор и ведущий блога «Читатель Толстов».
  • Михаил ТРОФИМЕНКОВ, кинокритик, публицист, кандидат искусствоведения, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ».

Трансляция начнется 4 августа в 17.30 на сайте «Нацбеста» и в YouTube по адресу:

https://youtu.be/TCHzbLtx55I