Текст: Алена Карась/РГ
Фото: РИА Новости
Значение человека открывается в обратной перспективе. В случае с Михаилом Угаровым - стремительней, чем его собственная, от внезапного сердечного приступа, смерть. Уже в первые часы пространство социальных сетей наполнилось не только болью, но и неповторимыми чертами его личности. Его жесткий, порой мрачный юмор, страх пафоса, настаивание на горизонтальном исследовании мира в противовес ненавистной ему "вертикали" и "духовности" скрывали - как бы это сказать без пафоса? - страстное сердце художника и гражданина. Вместе с Еленой Греминой он создал не только Театр.doc, но и целое поколение деятельных и социально ответственных творцов нового российского театра.
2001 год - рождение Театр.doc и движения "Новой драмы" - повернул ход театральной истории в нашем отечестве, стал символом целой эпохи. Угаров отстаивал важность и ценность слова в театре, но это не мешало ему творить новый театральный язык. Его собственные режиссерские опыты - парафраз романа Гончарова "Облом-офф" (Москва, Центр драматургии и режиссуры, 2003) и "Жизнь удалась" по пьесе Павла Пряжко (2011, Театр.doc) - были отмечены восторженными откликами и «Золотыми масками».
Презирающий социальную апатию и безразличие, он учил творческой свободе в Театре.doc, в драматургических лабораториях в Ясной Поляне и на "Любимовке" он создавал среду диалога, возможность дискуссии, мышления о самом важном.
Угаров любил цитировать классиков: "Если не можешь изменить жизнь - свидетельствуй". О жизни гастарбайтеров в картонных коробках или о том, как и что всколыхнула в нас трагедия Беслана. Театр.doc несколько раз выселяли, но, всегда независимый от государственных дотаций, он отстраивался, буквально восставал из пепла. И ему, и Греминой становилось все трудней. В свой последний вечер на юбилее "Новой газеты" Михаил Угаров говорил, как устал, как устало поколение. И как совсем не представляет себя старичком-пенсионером на туристских тропах. В ночь с 1 на 2 апреля на 63-м году жизни он вступил на совсем иную тропу.