Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Стихи для Барбоса

Как собаки приучают детей к чтению

Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Каждые две недели в детскую библиотеку культурного центра «ЗИЛ» приезжает собака, чтобы помочь малышам полюбить чтение. Здесь проходит акция «В гостях у Барбоса». На шее у пса повязан голубой платок, на котором гордо красуется надпись «Собака-терапевт».

Это собаки из проекта трудоустройства дворняг «Не просто собаки». «В нашем фонде работают исключительно собаки без породы или собаки-метисы, — рассказала «РГ» специалист по работе с животными Анна Заморникова. — Мы выезжаем не только в библиотеки, но и в хосписы, больницы, дома престарелых, к людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Таким образом мы ломаем стереотип, что дворняжка ничего не умеет. Сегодня наша Тася будет помогать детям, которые плохо читают или совсем не любят читать».

Тасе — четыре года, она — метис. Мама была таксой, в наследство от которой собаке достались коротенькие ножки, кто был папа — неизвестно. Тасю подобрали на улице и обучили всем премудростям помощи людям.

Для собаки и юных чтецов в библиотеке выделяют уютный уголок в окружении стеллажей с книгами: там библиотекари расстилают яркий плед и раскладывают книги и плюшевых собак. Дети садятся рядом с собакой. Хозяйка руководит процессом, но без менторского тона. Здесь она не учитель, а просто друг юного читателя. На занятие нужно записываться заранее. «У нас уже закрыта запись на два месяца вперед, — признается библиотекарь культурного центра ЗИЛ. — Каждому мы назначаем определенное время, и к этому времени участники подходят к нам в библиотеку».

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СЛУШАТЕЛЬ
Возраст участников — от 3 до 12 лет. Собака приезжает в библиотеку на час. За это время ей успевают почитать 5-6 человек. У каждого ребенка в распоряжении не более 10-15 минут. В идеале на тренинге родители присутствовать не должны. Но не все дети готовы отпустить маму или папу, особенно если пришли в гости к Барбосу в первый раз. Главные действующие лица здесь — собака и ребенок, который благодаря занятию приобретает много полезных навыков. Во-первых, с помощью собаки дети развивают свои коммуникативные навыки — перед тем, как начать читать, ребенок знакомится с тренером, с собакой, может спросить у хозяйки — к примеру, сколько лет псу, что он умеет. Во-вторых, собака учит заботиться о ближнем. Она же помогает сконцентрироваться на чтении, никто не запрещает постоянно гладить ее во время чтения, а заодно познавать премудрости любви к братьям нашим меньшим. В-третьих, собака помогает развивать слуховое внимание и фантазию. И самое главное, пес — лучший слушатель. Он помогает ребенку чувствовать себя увереннее во время чтения. Пес «не ругает», если ребенок допустил какую-нибудь ошибку, не отвлекается, слушает внимательнее вечно занятых взрослых. Ведь не все взрослые знают, как правильно сделать замечание малышу во время чтения. В результате создается психологический барьер — и ребенок совсем не хочет брать в руки книгу. Хвостатый друг создает атмосферу дружелюбия и расслабленности — все-таки это не урок в школе и не чтение на большую аудиторию. Чтение превращается в игру, ребенок приходит на занятие как на праздник — ожидание такой приятной встречи тоже полезно для детской психики.

Кроме того, из-за нехватки свободного времени родители забывают почитать со своими детьми. Вместо этого они заставляют детей слушать аудиосказки, что по эффективности не сопоставимо с живым чтением родителей. Чтение с собаками мотивирует на возвращение традиции семейного чтения.

«Прежде чем допустить собак к занятиям, мы принимаем у них экзамен, — продолжает Анна. — Не каждая собака может стать терапевтом. Она должна быть спокойной, усидчивой, никогда не лаять. Единственная возможная для нее реакция на что-то, что ей не нравится, — она должна просто отвернуться и уйти. Никакой агрессии. Второе важное условие — она не должна бояться чужих людей. Часто собаки общаются только со своим хозяином и других людей рядом с собой не представляют. А на тренинге «В гостях у Барбоса» за час собака общается с 5-6 малышами плюс их родители. Чужих много, и собаке должно быть комфортно в такой обстановке». Действительно, за все время занятия собака ни разу не залаяла, была дружелюбной и не отвлекалась.

ДРУЖИТЬ С КНИГАМИ
Первым с собакой в это последнее зимнее воскресенье познакомился шестилетний Гоша. Отпускать маму он не захотел. Тем более что пришел на занятие впервые. Так что мама села рядом и попросила сына выбрать книгу. «Собаки у нас нет, мы много путешествуем, часто бываем в отъезде, нам трудно завести собаку», — признается мама и подробно расспрашивает тренера о собаке. После недолгих уговоров Гоша выбрал сказку «Мулле Мек строит лодку». Книга современного шведского автора Георга Юхансона, адресованная ребятам, познающим, как устроены различные изобретения, рассказывает о приключениях мастера Мулле и его верной помощницы собаки Буффы. Уговорить почитать хотя бы несколько строк Гошу было практически невозможно — он сильно стеснялся. За дело взялась мама, а Гошу просили зачитывать последние предложения каждого абзаца. Гоша гладил собаку, уверенно и четко произносил слова и, кажется, увлекся занятием. Но отведенное время пролетело очень быстро. Дочитывали книгу мама с Гошей на диване в игровом уголке библиотеки.

Наступила очередь восьмилетнего Марата. Сначала ребенок познакомился с псом. Тася легла у ног Марата. Но читать ребенок тоже отказывался. На помощь снова пришла мама. Она выбрала одну из норвежских сказок. «Уж приключения великанов и троллей из далекой северной страны точно должны были заинтересовать ребенка», — подумала мама. Сказку мама дочитала почти до конца, Марату остался только небольшой последний абзац. «Мы пришли в «ЗИЛ» впервые, — поделилась с «РГ» мама Марата. — Сын любит, когда ему читают». «Я не люблю сам читать, люблю, когда мама читает мне», — признался Марат. На вопрос «почему», ребенок развел руками: «Не знаю». Мама рассказала, что очень хотела бы продолжить занятия, но не знает, готов ли будет Марат.

Семилетняя Вилена оказалась очень общительной. Присев рядом с Тасей, она первым делом возвестила: «Я в классе читаю лучше всех». «Давай предложим Тасе выбрать книгу, которую она хочет, чтобы ты ей прочитала?» — предложила хозяйка собаки. Из трех книг Тася указала лапой на книгу детских стихов «Веселый самолет». Затем Вилена принялась знакомиться с Тасей. «Это еще щенок?» — спросила она. «Нет, она уже взрослая, мама, у нее восемь щенков», — ответила тренер Анна. Бойко дочитав книгу до конца, Вилена попросила покормить ушастого друга специально приготовленным кормом. Анна с удовольствием разрешила.

«Мы пришли скорее не ради чтения, — рассказала «РГ» мама Вилены. — У ребенка присутствует боязнь собак. Очень хочется преодолеть этот барьер и научить дочь общаться с животными. Надеюсь, что занятия помогут. А читаем мы очень хорошо. Я научила Вилену еще до того, как она пошла в школу. Обязательно придем еще».

Как рассказала «РГ» тренер из фонда «Не просто собаки», методика действительно производит свой положительный эффект. В «ЗИЛ» она приехала в первый раз, но в библиотеке в Крылатском она вела занятия в течение года. «Дети после занятий стали читать лучше, более четко, с большим желанием, стали более общительны», — говорит Анна.

КСТАТИ
История вопроса
Впервые собаки, специально обученные внимательно слушать, когда им читают, появились в библиотеке Солт-Лейк-Сити (США) более 15 лет назад, с тех пор эта методика получила распространение по всему миру. В библиотеках Финляндии собаки-слушатели даже числятся в штате сотрудников. Для совместно чтения животных готовят в специальных питомниках.

Впервые программа чтения для собак-терапевтов открылась в 2014 году в Центральной городской детской библиотеке имени А. П. Гайдара и продолжается до сих пор. Студия чтения «Сказки для собак» работает здесь каждый вторник с 15:30.

В рамках проекта «Зеленая библиотека» в Российской государственной детской библиотеке 1 марта стартует цикл встреч «Читаем вместе». Встречи будут проходить каждую вторую неделю по вторникам — в 17:00.

Ссылки по теме:
«В чтении нет среднестатистических величин» — ГодЛитературы.РФ, 10.09.2015
Детские писатели помогут собакам — ГодЛитературы.РФ, 23.09.2015
В Орле спасли Муму — ГодЛитературы.РФ, 03.08.2015

02.03.2016

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ