Текс: Наталия Маргиева/РГ
Фото: Олеся Курпяева/РГ
По итогам совместного заседания Госсовета и Совета по культуре и искусству при президенте Владимир Путин подписал перечень поручений губернаторам. Среди рекомендаций — принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения.
Что думают о доступности книг населению владельцы и руководители книжных магазинов? На что бы они обратили внимание губернаторов и местных властей?
Борис КУПРИЯНОВ, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»:
«Еще немного — и читать перестанут вовсе»
— Количество книжных магазинов неуклонно сокращается — и не только в России. Похожую тенденцию можно наблюдать, например, в Германии. Если в Германии магазины будут так же интенсивно исчезать, как сейчас, то через 15 лет страна «догонит» Россию по количеству газет на душу населения.
А вообще ситуацию на российском книжном рынке сегодня можно назвать близкой к катастрофичной. В 15-миллионной столице, сравнимой со средней европейской страной, книжных магазинов порядка 400–500. В Лондоне их — вдумайтесь — в 11 раз больше. И из них половину, если брать во внимание ассортимент, логичнее было бы назвать «канцелярскими». И везде, особенно в регионах, местная власть книжным магазинам поддержку не оказывает.
На книжные магазины смотрят, как правило, так же, как и на, скажем, колбасные. То, что книга — не только товар, а прежде всего культурная ценность, нигде не учитывается. В нашей стране огромное количество именно классических книжных магазинов закрылось навсегда. Есть целые города, где книжные магазины отсутствуют вовсе. И книжная региональная критика при этом ужасающая. У почты и интернет-магазинов привить любовь к чтению не получится — в том числе и потому, что без нормальной книжной критики дело стопорится. И еще немаловажный момент: книжку все-таки надо видеть перед тем как ее купить.
Выросло поколение, не знающее, чем книга отличается от ее электронного носителя. И долг властей — сделать так, чтобы книга не становилась лишь элементом развлечения. В Перми, когда закрывали один из крупнейших книжных магазинов, местным чиновникам писали письма. Они реагировали обычным образом — помогать не собираемся, пусть владельцы книжного дома сами выкручиваются.
Если так и будет продолжаться, мой прогноз не очень утешительный: мы рискуем, что подрастающая молодежь перестанет читать вовсе. Даже технически, через ее любимые гаджеты. Гуманитарное влияние посредством книжных магазинов огромно и обходить его — стыдно. Доступность — это шаг для открытия новых магазинов. Если таких условий не будет, о доступности говорить будет бессмысленно.
Борис ЕСЕНЬКИН, президент торгового дома «Библио-Глобус»:
«Книжная индустрия должна найти свою нишу»
— Слова президента — важный сигнал губернаторам. В регионах книжные предприятия перестали быть объектами государственного значения. Да и, по большому счету, традиционный книжный магазин нужно совершенствовать. Он должен представлять собой сегодня многофункциональный культурный центр, стыковаться со школьными библиотеками, например.
У кого нет возможности книгу купить (речь идет о роскошных фолиантах или собраниях сочинений), могли бы иметь возможность ее взять почитать через магазин. И библиотека (районная, городская) в этом смысле должна осуществлять роль посредника.
У книжных домов одна из проблем — их нерентабельность. Я не говорю, что нам нужны дотации. Здесь надо смотреть по-другому: заострить вопрос на ценоообразовании. Для меня доступность проявляется в этом моменте. А также в том, чтобы магазины были в разных местах города.
У «Библио-Глобуса» не так давно появилась франшиза — мы открыли наше большое подразделение в Челябинске. И торговый дом там прекрасно работает. Постоянно идут телемосты с Москвой, челябинцы имеют возможность видеть онлайн-встречи со знаменитыми писателями. Это несколько сглаживает оторванность от Москвы. Другой функционал включается.
Дотации необходимы детской литературе. Для нее послабление цен — вполне разумное решение. Детская литература не должна иметь высокую цену. Да, сейчас она полиграфически прекрасна, и цены соответствуют типографическим изыскам. Но ведь «бюджетный» вариант книги (небольшой вариант, мягкий переплет) никто не отменял.
Книжная индустрия пока не нашла свою нишу. Где мы находимся, какие цели преследуем? Совершенно непонятно… Только кажется, что эти вопросы — случайны. Когда мы ответим на эти вопросы — станет ясно без лишних слов, насколько важна сегодня доступность книги читателям. Насколько важно не потерять эту привычку — читать.
У нас, книжных издателей, культурная составляющая превалирует. Увы, сегодня это значение ускользает от многих. Но хочется надеяться…