САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Haдя Рушева. Последний вечер у моря

В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве открылась выставка рисунков Нади Рушевой «Я живу жизнью тех, кого рисую…»

Надя Рушева
Надя Рушева

Текст: Дмитрий Шеваров

Фото: Надя Рушева/ru.wikipedia.org

31 января гениальной художнице исполнилось бы 65 лет.

Впервые об 11-летней девочке-художнице узнали ее ровесники, читатели «Пионерской правды». Тогда, в декабре 1963 года, Надя проиллюстрировала для газеты рассказ польского писателя. В 1964 году — первая персональная выставка в редакции журнала «Юность». Вскоре — выставки в Варшаве и Ленинграде, приглашение на «Голубой огонек»…

И одновременно — жизнь обычной школьницы, переживания из-за двоек по математике и своей скромной внешности, увлечение лыжами и танцами, песнями «Битлз» и Мирей Матье…

Нет ничего случайного в том, что Надино дарование открылось именно в 1960-е, в «век НТР», как тогда говорили. Людям, так страстно поверившим в технический прогресс, в силу физики и математики, вдруг было послано явление, столь же прекрасное, сколь и непостижимое наукой.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о Наде вскоре после ее внезапного ухода: «Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в области человеческого духа… Это загадка, которая никогда не будет разгадана».

Надя Рушева рисунки

Девочка-подросток, не получившая никакого систематического художественного образования, рисовала с легкостью Пушкина и неутомимостью титанов Возрождения. Ею было создано множество иллюстративных серий к сложнейшим произведениям русской и мировой классики.

Слова «самородок» или «вундеркинд» тут не подходили, поскольку Надин художественный мир был целен и самодостаточен. Академики живописи разводили руками: они не знали, чему можно было бы научить эту девочку.

Как сложна и несводима к простым оценкам любая эпоха. Бульдозеры еще крушили храмы, а где-то рядом тянулась многотысячная очередь на выставку Нади Рушевой, на долгожданную встречу с несомненным даром Божьим.

В нашей семье с начала 1970-х годов бережно хранятся проспекты с посмертных выставок Нади. Собственно, проспектов всего три, но и по этим скромным свидетельствам можно представить себе и атмосферу выставок, и их географию:

«Выставка рисунков Нади Рушевой в Свердловской картинной галерее. Открытие состоится 17 августа 1972 г. в 16.00»;

«Тюменская областная картинная галерея приглашает вас на выставку рисунков Нади Рушевой. На выставке представлено около ее 400 работ на темы произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. Шекспира, М. Булгакова…»;

«Омский музей изобразительных искусств. Май 1973 года. Рисунки Нади Рушевой…»

В 1970-е годы Надина выставка проехала через всю страну и жители почти ста пятидесяти городов смогли прикоснуться к ее творчеству.

В последний месяц жизни Надя участвовала в съемках документального фильма. Благодаря этому совсем короткому черно-белому фильму у нас есть счастье увидеть Надю. Вот ее одинокая худенькая фигурка на аллее в зимнем Летнем саду, под февральским снегом, вот она благоговейно слушает экскурсовода в квартире Пушкина на Мойке…

Надя Рушева рисунки 2

Когда фильм вышел на экраны, газета «Советское кино» писала (7 июня 1969 г.): «Здесь не нужна была «скрытая камера». Юная героиня фильма - Надя Рушева не обращала никакого внимания ни на режиссера, ни на оператора. Девушка с умными проницательными глазами за квадратами очков в темной оправе, с милой, чуть застенчивой улыбкой, жадно вглядывалась в улицы и дома Ленинграда, иногда размышляла вслух. И тогда за кадром слышался ее тихий голос. Простая речь, естественная интонация…»

Из последнего Надиного интервью: «…А сейчас я расскажу сон. Один раз приснился, очень смешной, забавный. Это я как-то начиталась литературы туристской, там: путешествие по Италии, о Венеции… И вот мне приснился на этом основании сон. Будто бы проходит наша ежемесячная классная уборка: девчонки там все пришли, ведра стоят с водой, мыло, тряпки. В общем, работа идет полным ходом. А работа происходит на лестнице Гигантов, которая находится в Венеции… Ну, это нас нисколько не поражает, и мы продолжаем убирать: чистим пыль, скребем эти огромные ступеньки…»

После ухода Нади осталось около двенадцати тысяч графических работ, множество рисунков в альбомах друзей, на полях писем, дневников и тетрадей. Какова же судьба этого огромного художественного наследия?

По мнению специалистов, многие работы Нади срочно нуждаются в помощи реставраторов: когда-то рисунки были наклеены на картон обычным канцелярским клеем, картон покоробился, бумага пожелтела. Глядеть на это горько. Как писал один из любимых Надей японских поэтов:

Пронзающий душу цвет

Печального осеннего ветра…

Надя Рушева рисунки6

Наследие Рушевой в основном находится на государственном хранении, в надежных руках. И теоретически в трех городах России - Москве, Петербурге и Кызыле) можно увидеть работы Нади Рушевой. Но при всем этом не покидает ощущение, что Надино творчество забыто. Во всяком случае, оно почти неизвестно нынешним детям и подросткам. А ведь еще недавно в нашей стране на пароль «Надя Рушева» отзывалось любое сердце…

Гармония Надиных рисунков, достигнутая самыми скупыми средствами, и сама техника исполнения (тушь и перо), настолько близки оказались японской классической эстетике, что японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках. Одну из таких изданных в Японии открыток мне когда-то подарила старший научный сотрудник Пушкинского музея Евгения Александровна Рапопорт, много сил отдавшая описанию и сохранению Надиных рисунков.

Приезжая к нам, японцы удивляются, что в России нет Рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях.

Надя тоже тянулась к японской культуре. В конце 1967 года во время поездки в Ленинград она увидела в книжном магазине сборник японской поэзии и тут же зачиталась. Купить книгу не смогла - очевидно, не хватило денег. Когда Надя вернулась в Москву и села за письмо к мальчику Алику, с которым познакомилась в «Артеке», то попыталась припомнить так понравившиеся ей строки:

«…Одно из пятистиший, кажется, такое:

Я сижу один

На пустынном острове.

И, не обтирая влажный глаз,

Играю с маленьким крабом.

…Можно сделать чудесные рисунки... Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений…»

Я нашел это пятистишие. Оно принадлежит японскому поэту начала ХХ века Исикава Такубоку и звучит так:

На песчаном белом берегу

Островка

В Восточном океане

Я, не отирая влажных глаз,

С маленьким играю крабом.

Надя Рушева рисунки 4

Почему-то сейчас мне видится, что это Надя сидит на песчаном белом берегу и играет с маленьким крабом. Как будто бы это нарисовала сама Надя: островок, фигурка девочки, крабик ползет по белому берегу бумаги.

Быть может, тогда, зимой, в толкучке книжного магазина, за строчками японского поэта ей вспомнился «Артек», последний вечер у моря.

«…В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..»

В «Артеке» было что-то от рая. И рай, мне кажется, чем-то похож на «Артек»… Это сравнение кажется вам странным, а то и глупым? Что ж, все мы дети своего времени. Мы взрослеем, переоцениваем свои поступки, раскаиваемся, становимся мудрее и совершаем новые глупости. Мы круто меняемся. Но детство свое мы изменить не в силах. Оно навсегда останется октябрятским и пионерским. И в этом, если вдуматься, есть и Промысел, и урок, и счастье.

…Вы не сердитесь? И не смеетесь?

Надежда Рушева. Вехи жизни

Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе (Монголия). Отец Николай Константинович Рушев - театральный художник. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа - балетмейстер.

Лето 1952-го — переезд в Москву. С этого времени и до 1966 года семья Рушевых живет около Донского монастыря. Территория монастыря - место первых прогулок Нади.

1959-й - за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина;

май - первая поездка с родителями в Ленинград, посещение Эрмитажа.

1962-й - переросшее впоследствии в дружбу знакомство со скульптором и графиком, академиком Василием Алексеевичем Ватагиным. Он посоветовал родителям не отдавать дочку в художественную школу: «Для необычных талантов нужны необычные педагогические установки… У нее пречуткое сердце. Она не повторяет жизнь, а воссоздает ее…»

1963

декабрь - рисунки 11-летней Нади к произведению польского писателя Тадеуша Ункевича публикуются в четырех номерах «Пионерской правды»

1964

- в этом году Надя начинает работать над иллюстрациями к «Войне и миру»;

май - первая выставка, организованная редакцией журнала «Юность»;

июнь - первая публикация Надиных рисунков в журнале «Юность», (иллюстрации к повести Э. Пашнева «Ньютоново яблоко»)

1966

февраль - поездка в Варшаву на открытие персональной выставки

1967

январь - завела дневник, вступила в комсомол. «Дорогая Надя, - написал ей в связи с этим событием Борис Полевой, тогдашний редактор журнала «Юность», - поздравляю тебя… Будь хорошей комсомолкой. Старый комсомолец Б. Полевой»;

январь-март - выставка в фойе Театра на Таганке;

апрель-май - выставка в ЦДРИ;

июнь — поездка в «Артек». «Жизнь моя, - писала потом Надя, - делится на два этапа: до поездки в «Артек» и после…»

сентябрь - организовала в классе Клуб юных друзей искусства;

поездка с отцом на Бородинское поле

Надя Рушева рисунки 5

1968

Весь год - работа над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова

1 января - первый день поездки с классом в Ленинград;

6 января - посещение г. Пушкина;

февраль - Надя впервые работает в технике офорта

1 июня - открытие выставки рисунков к «Войне и миру» в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. На открытии искусствовед Г. В. Панфилов сказал: «Работа Нади Рушевой - это продолжение совершенства русского классического рисунка: Федора Толстого, Павла Соколова…»

8 июня - Надя в Ленинграде, открытие выставки «Пушкиниана» в Музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке

30 июня - поездка с отцом в Остафьево и Суханово;

июль - поездка с отцом в Большие Вяземы и Захарово, потом в г. Горький;

август - оформление заставок для телеспектакля ЦТ

24 августа - поездка в Тарусу к В. А. Ватагину, обсуждение иллюстраций к «Мастеру и Маргарите». Старый мастер говорил Наде: «Меня заботило, как ты поймешь образ Иешуа, ведь уже сто лет русские художники за тему Христа не берутся… Допросы, пытки, несение креста, казнь… Да, это он… Голгофа, ужас, духота… Два креста и третий - за нашей спиной? Так еще не было… Отважно. Все потрясает. Как же это у тебя получилось?..»

1969

28 февраля - 4 марта - поездка в Ленинград, участие в съемках документального фильма «Тебя, как первую любовь...» (режиссер И. Калинина, оператор Ю. Николаев, сценарист М. Литвяков). Сейчас этот фильм можно посмотреть в интернете

29 февраля - Надя приходит в Русский музей в свои любимые залы - древнерусских икон и В. Серова

6 марта земная жизнь Нади оборвалась. Ей только исполнилось семнадцать лет. Одна из последних ее работ называется «Мученица и ангелы».

Художница похоронена на Покровском кладбище на первом участке.

Надя Рушева рисунки 7

Имя Нади Рушевой носит школа № 470 (неподалеку от станции метро «Кантемировская»), где она училась. В школе открыт музей ее жизни и творчества.

21 октября 1982 года крымский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади — 3516 Рушева.

На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Работы Нади Рушевой находятся:

В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве,

в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге,

музее Льва Толстого в Москве,

В Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва в г. Кызыле.

«Я теперь на всё смотрю по-другому…»

Из писем Нади Рушевой товарищу по «Артеку» Олегу (Алику) Сафаралиеву. Из Москвы в Баку.

1 ноября 1967 года

Здравствуй, Алик! Спасибо за письмо!

У нас холодина, и я заболела. Слава богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала. Последняя степень озверения.

Недавно ездила в центр, смотрела какое-то кино в «Мире», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля. Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», там рядом отреставрировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.

Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.

Смотрела в театре им. Маяковского «Медею». Когда она истошно кричала, выбегали два мима с огромной ревущей маской. Из актеров понравилась только героиня.

Шестого числа у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.

Пиши длинные письма.

Надя Рушева.

P. S. Тебе нравится князь Андрей?

Напиши свое мнение о романе и фильме. Какой тебе кажется Наташа? Пьер? Получил ли ты письмо с «Бегущей по волнам»?

12 января 1968 года

Хороший ты мой друг Алик!

+20! Да ты с ума сошел! Это же благодать! Господи, что бы я дала, чтобы было потеплее, хотя бы —15°. Если бы ты был здесь, наверно, уже умер от холода.

Значит, от вас до Баку 129 км, карты врут (географические). По ним около 300 км. Следственно, до Ольги не 2 530 км...

Ты от города до города за 2 часа добираешься. А я целых два часа до Дворца пионеров еду (Ленинские горы)...

По дороге в Ленинград интересный случай был. В поезде «Юность» мы пели часа четыре. Света не было, ну и чудесно! Какой-то тип подсвистывал нам из темноты. Причем здорово. Он посвистит какую-нибудь песню, а мы подхватим и споем. Чего только не было: сначала туристские, потом танцевальные, просто так, потом народные, потом пионерские, до опер и романсов дошли... А он все свистит и свистит. Мы так и не узнали, кто это был.

А в Ленинграде, в Эрмитаже, ходим и ахаем. Божественно красиво...

На Мойке, 12, экскурсовод была чудесная! (Это была Наталья Наумовна Альтварг. - Д. Ш.) Так рассказывала, прямо от души, а у самой слезы на глазах. Да...

Я видела одну интересную книжечку какого-то японского поэта. Одно из пятистиший, кажется, такое:

Я сижу один

На пустынном острове.

И, не обтирая влажный глаз,

Играю с маленьким крабом.

Или еще:

Я уже больше не мог.

Но когда я вышел,

Во дворе тихо заржала лошадь.

Можно сделать чудесные рисунки к ним. Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений.

Теперь о пьесе Марка (Марк Кушниров - артековский пионервожатый. - Д. Ш.). Она о нашем пресс-центре «Артек-67». Естественно, это будет другой лагерь и другие ребята, но прототипы мы. Еще... Для пьесы нужен конфликт, а у нас все было гладко. Ведь так? Запомни, в пресс-центре, а не в отряде.

Надя Рушева рисунки3

Но какого характера конфликт? Творческий разлад? Зависть? Или мальчик? Я себе ничего не могу представить. Невозможно... Ведь так все было хорошо!

Творческий разлад... глупистика. Мы — как один человек. Зависть... А чему завидовать? Что у кого-то ресницы длиннее или у другого рисунки или статьи лучше? Чепуха!

Мальчик... Такого можно было бы ввести, но это уже совсем тра-та-та. Это я говорю на основании разговора с Мариком и прочих умозаключений.

Пьеса о нас, 15-летних ребятах. О 30 днях, о дружбе, разной: крепкой, обреченной, а от этого еще более сильной. И о легкой, красивой, но быстро забывающейся. 30 дней, всего 30 дней. А нам 15 лет...

Люди мало думают, никакой ответственности, никто не накажет. А настоящая дружба, серьезная, наша... Марк напишет так, чтобы взрослые не говорили: «...но они еще дети».

Теперь о тебе. В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..

Порой такого наговорят, что начинаешь сомневаться в искренности того, что было. Правда ли все это? Не было ли это время прожито в обмане?

Приходят ли к тебе такие мысли? Или все это бред сивой лошадки? Не сочти это за что-нибудь такое, но мальчишки тут или не доросли или... Глупенькие какие-то, чудаки.

Так напиши обо всем и о прошлом 1967г. Бывают годы хорошие и плохие. А этот был тяжёлым. И тем сильнее сияют дни Артека, и том более мрачными кажутся остальные.

Пиши скорее!

Надя Рушева.

Еще раз желаю скорейшего выздоровления и жду фотокарточку.

29 февраля 1968 года

Здравствуй, Алик!

Еще раз отвечаю на некоторые твои вопросы.

Тяжелый год. Я никого не заставляю думать так же.

Если ты ВСЁ помнишь, ну и отлично!

Ты сам на мои вопросы не всегда отвечаешь (например, анкета).

Не дуйся!

Я теперь на всё смотрю по-другому. Всё, что было тогда — это прощание с детством, и никогда ничего подобного не будет.

Хватит сентиментальничать!

В понедельник на классный час кто-то приволок пластинку Высоцкого. Ух, что было! Все так и млели, а потом крутили «битлов», они поют «Где-то есть город...». Чудо!

Свалилась с горы «Бараний лоб» сломала лыжи, а лицо такое, как будто на нем «кошек твисту обучали»! Свет померк... Но ничего, вылезла, а летела здорово! Бреющий полет! Специально потом съездила и сфотографировала место, где треснулась (см. фото).

В классе у нас скандал. Окончательно разругалась с КВН-ными мальчишками.

Знаешь, Алька, собираюсь все написать серьезное письмо, да все отвлекают, а там, глядишь, и мысли разбегутся. Главное, пиши чаще и не обязательно серьезно.

Рисунки в следующий раз, а то у меня сейчас веселое настроение. 24 февраля у нас был вечер. Ничего, потанцевали, побесились и посплетничали. 8 марта опять будет вечер. Здорово! Я танцую то, чему нас учили в «Артеке».

Начали «Войну и мир». Вчера писала сочинение на тему «Подвиг капитана Тушина на Шенграбенском поле и князя Андрея при Аустерлице». Тушин — милый, а князя Андрея я не люблю, особенно после фильма. Желчный аристократ, вредный, жестокий до тупости.

Ты, конечно, видел рисунки Шмаринова к «Войне и миру». Напиши свое мнение. Мне они очень нравятся.

Если не слушал 1-й номер «Кругозора», много потерял. Я его проигрываю каждый день. Мирей Матье, Гердт, Джоан Баэз, Мина, «Аккорд». У-лю-лю! Пра-па-па.

Пиши. Жду.

Надя Рушева

4 марта 1968 года

Привет, Алик!

Первый месяц весны. Солнышко!..

Ты когда-нибудь перечитывал мои письма? Если да, то интересный вывод сделать можно. Как и на твоих письмах… Есть веселые и грустные, тяжелых нет.

Ты, видимо, еще действительно в детстве. А мое понятие уж какое есть — не отступлюсь. Все происходит не без нашего ведома…

С тобой ничего подобного, видимо, не происходит. Потом узнаешь. Тоска пойдет зеленая. Но легче, если есть друзья. Напиши, с кем ты там дружишь…

В классе у нас сейчас очень сложно. Трудно. Но расшевелить их все-таки удалось…

Насчет «великой» художницы… Ну что ты. Куда там. Ах, Алька, Алька! Смешной ты, славный мальчишка! Пришли, ради бога, свою фотокарточку…

Пишию. Жду.

Надя Рушева

11 мая 1968 года

Здравствуй, Алик!

Получила твое письмо. С анкетой... И на том спасибо. Ладно.

На то письмо я ответила, только не помню, отправила или нет. Отвечаю на анкету. Тоже весьма туманно.

Достоинства, которые вы больше всего цените в людях? ДОБРОТА, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ.

Отличительная черта? ЛЕГКОВЕРИЕ.

Представление о счастье? ДРУЖБА.

О несчастье? ОДИНОЧЕСТВО (т. е. нет друга).

Антипатия? МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, ХИМИЯ И НЕСКОЛЬКО МАЛЬЧИШЕК.

Любимое занятие? РЫТЬСЯ В КНИГАХ, РИСОВАТЬ, БОЛТАТЬ С ДРУЗЬЯМИ.

Любимый поэт? МАЯКОВСКИЙ, ЕВТУШЕНКО, ПУШКИН.

Прозаик? Л. ТОЛСТОЙ.

Герой? ПЬЕР БЕЗУХОВ, МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ.

Героиня? НАТАША РОСТОВА.

Цвет? КРАСНЫЙ, ЧЕРНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ.

Имя? АЛЕКСАНДР, НАТАША, ОЛЬГА.

Блюдо? МОРОЖЕНОЕ.

Изречение? ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ вроде: «БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА», и т. д.

Девиз? ПОКА ЧТО: «ВПЕРЕД, ЛОМАЯ И УГАДЫВАЯ». (Е. Евтушенко).

Жизнь протекает без приключений, Писать не о чем. Пока!

Надя Рушева.

Ноябрь 1968 года

Здравствуй, Алик!

В школе почти все, как обычно...

Вообще этот месяц, октябрь, был какой-то тягомотный и немного бредовый. Марка давно не видала. То он не мог, то я. Рисовать было некогда, одна отрада — читала («Моби Дик» Г. Мелвилла, Джек Лондон, Горький...). Почти никто не писал. Никуда не ходила.

Вчера началась зима. Сегодня уже на лыжах катаются. Что-то, как подумаю, что зима будет несколько месяцев, тоскливо так становится. А меньше двух месяцев назад было лето! Такого лета больше никогда не будет.

Год високосный... У нас умерло много родственников и знакомых.

1 ноября я была на вернисаже Н. Жукова. Там познакомилась с А. И. Гессеном... Возможно, буду делать иллюстрации к его НОВОЙ книге. Если все выйдет, то эта работа будет иметь огромное значение для меня… Работа эта не скорая, к апрелю следующего года. Пока! Жду, что напишешь ты.

Н. Рушева.

Ссылка по теме:

Гений тонких линий, 21.01.2017