09.09.2019

ММКЯ, день пятый и завершающий

Раздражающий гений Пушкина, советские изобретения и феминистический дискурс глазами неофита

ММКЯ,-день-пятый-и-завершающий
ММКЯ,-день-пятый-и-завершающий

Текст и фото: Георгий Чалахешашвили

На фото, слева направо: Андрей Геласимов, Алексей Гуськов, Фредерик Бегбедер

В выходные Московская международная книжная ярмарка делит территорию ВДНХ с праздничными событиями по случаю Дня Москвы, поэтому выбраться из метро на поверхность оказалось тем еще квестом. Пройдя все блокпосты в виде предложений сходить на бесплатную экскурсию, нескольких сцен с популярной музыкой и соблазном ворваться на Фестиваль культовой музыки из современных и ретроигр, я оказался перед каменной аркой, за которой располагался главный вход на выставку.

А за аркой меня ждало много что. Первый ивент, который привлек мое внимание - выступление Александра Кибовского, руководителя Департамента культуры города Москвы. Он представил книгу «500 неизвестных», в которой возвращает портретам ХVII—XIX веков настоящие имена изображенных на них людей. «У нас остается 10 минут, для примера покажу вам, до чего доходит». На экране появляется портрет-миниатюра женщины в военной форме с орденом на груди. «Эта прекрасная миниатюра считалась изображением Екатерины Романовны Дашковой, потому что исследователям не давала покоя история с переодеванием в военный костюм во время переворота и свержения Петра III. Но опять же, какая это Екатерина Романовна, когда у нее на груди Орден Святого Георгия IV степени? Он появился только в 1769 году, когда переворот давно уже прошел и Екатерина II его учредила». Таким образом, автор наглядно продемонстрировал метод, с помощью которого он разоблачил порядка 500 портретных «фейков», — историко-предметный метод атрибуции.

По выставке ходить сложно: всё время ощущение, что пропускаешь что-то интересное! Действительно, параллельно шло порядка десяти встреч, презентаций и т. д., и оперативно выбрать что-то одно затруднительно. Да, идущие синхронно активности - это не совсем удобно для гостей, но не это ли говорит нам о живости и многообразии литературной жизни России? И что самое главное - о спросе на литературу в обществе.

Спустя какое-то время я оказался у сцены издательства «АСТ», где как раз начиналась публичная беседа с претенциозным названием «Было так хорошо, пока не пришли феминистки. Какие реальные проблемы решает феминизм». Само название не сообщает нам напрямую о стороне баррикад, которую занимают спикеры. Мне тоже было до конца не понятно, чью сторону в этом дискурсе принимаю я. И вот на сцену приглашают участников - поэтессу и активистку Оксану Васякину (несколько раньше участвовавшую в презентации сборника победителей премии "Лицей"), и журналистку (после лекции трудно удержаться от феминитивов) Залину Маршенкулову. Которая заявила:

«Bad publicity [«плохая репутация». - Прим. ред.] феминисткам создают заблуждающиеся люди, которые работают в медиа. Они просто не в курсе, что есть такое понятие, как гендерные стереотипы, что за последние 50 лет было проведено не одно исследование, и человечество выяснило, что женщины в интеллектуальном плане ничем не уступают мужчинам. Но во всех крупных СМИ, особенно на телевидении, существует патриархальная повестка, что женщина должна быть хранительницей очага, что у нее недостаточно мозгов, чтобы заниматься математикой и программированием. Это абсолютно антинаучные высказывания. Есть научные факты, а есть ересь и мракобесие, которое продолжают транслировать крупные медиа».

Проблемы, о которых говорили на этой встрече, звучали остро, и игнорировать их попросту нечестно по отношению к самому себе.

Пауз между выступлениями практически не было, поэтому я пошел изучать экспозицию в ущерб презентации новой книги Евгении Некрасовой «Сестромам». Мне хотелось внимательно осмотреть секцию с детской литературой, и я сразу угодил в эпицентр невероятного ажиотажа на стенде «Эксмо.Детство». Там проходила автограф-сессия британской писательницы Холли Вебб, ставшая логическим продолжением ее выступления на Детской сцене.

Напротив внушительной очереди приковывала внимание не менее внушительная выставка «Рисованные миры. 1001 выдающаяся детская книга со всего мира в Москве». Заглянув в несколько книг, я сразу захотел вновь стать ребенком лишь для того, чтобы иметь в своей библиотеке эти современные издания…

Вообще бросается в глаза, что в этом году организаторы уделили особое внимание литературе для детей. Детская сцена находилась в самом центре павильона, встречая каждого входящего через главный вход.

К 15:00, ровно в заявленное время, на Первой сцене появился Тим Скоренко. Помимо литературной деятельности Тим - известный популяризатор науки и в прошлом главный редактор просветительского интернет-журнала «Популярная механика». Он представил свою новую книгу «Изобретено в СССР. История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год». Сам автор признался, что возникало много вопросов к названию: «Меня спрашивали, почему в названии написано, что изобретено в СССР и годы с 1917 по 1991, когда Советский Союз образовался в 1922 году. Ну, потому что некрасиво писать «Изобретено в РСФСР и СССР».

Тим — потрясающий спикер, ему явно было тесно уместить рассказ о книге в отведенные ему 45 минут. Если бы не тайминг - он бы еще долго рассказывал о науке и советских изобретениях в частности. Приятно наблюдать, как человек по-настоящему горит своим делом.

По окончании встречи спешно началась автограф-сессия, заслонив собой сцену, на которой вот-вот должна разрешится ещё одна интрига нынешней выставки – оглашение лауреатов премии «Блог-пост» за лучший литературный блог года. Среди номинаций – лучшие блоги на разных платформах. Под музыку из заставки «20th Century Fox» победителям вручали одну статуэтку за другой, а количество людей, наблюдающих за этим важным для молодых блогеров событием, явно уступало количеству поклонников Анастасии Волочковой. Лучшим подкастом на тему литературы был признан проект «Ковен Дур», Евгения Власенко стала победителем в двух номинациях – Instagram и Youtube, а премия гран-при досталась автору телеграм-канала «Стоунер» и инициатору новой литературной премии «ФИКШН35» Владимиру Панкратову.

Фотогалерея №2/автор: Андрей Мягков

Пока Анастасия Волочкова представляла свою новую автобиографическую книгу, а творческий тандем Павла Астахова и Татьяны Устиновой - свой роман, на Первой сцене началась встреча с, вероятно, самым ярким гостем ММКЯ-2019 - Фредериком Бегбедером. Вместе с ним выступал Алексей Гуськов - заслуженный актер, сыгравший главную роль в фильме «Элефант», в котором также принял участие Фредерик, и Андрей Геласимов, с недавнего времени возглавивший именной импринт "Ковчег" издательства "Городец". Главный гость опоздал на несколько минут и, появившись на сцене, сказал, что его «взяли в заложники на радио», названия которого он не запомнил.

Бегбедер далеко не первый раз в Москве и обращается с московской публикой вполне по-свойски. «Талант - это несправедливость, - возмущался он. - Кому-то досталось, а кому-то нет. Когда мы читаем «Евгения Онегина» - там гений в каждой строчке! Но это где-то даже аморально, потому что до такой степени несправедливо! Почему это всё досталось этому типу, этому Пушкину? Почему именно на него это упало?»

К сожалению, остался непроясненным вопрос, добрался ли в своих русских штудиях автор романа про московские клубы "Идеаль" до Пастернака с его «талант - единственная новость, которая всегда нова». Но если его совместным проектам с издательством «Городец» по изданию именной «французской серии» суждено реализоваться, то придется добраться.

Статистика закончившeйся XXXII Московской международной ярмарки еще будет подводиться - как осмыслятся те новшества, которые удалось осуществить новой команде, возглавляемой Андреем Гельмизой. Но справедливость пастернаковского утверждения ни в каких цифрах не нуждается.