Текст: Ольга Разумихина
Общение с родственниками, друзьями, учителями не может проходить без конфликтов. Как быть, если твоё мнение не совпадает с другим? И к чьему совету стоит прислушаться, пытаясь найти своё место в мире?
Человек — создание, предназначенное для жизни в обществе. Даже Робинзон Крузо, оказавшийся на необитаемом острове, не смог бы продержаться во враждебной среде ни дня, если бы не пользовался предметами, которые собрали или изготовили другие люди: у незадачливого путешественника отыскались пила, топор, порох, семена ячменя и пшеницы, а самое главное — у него были знания, которыми его в своё время наделили родственники и наставники. Поэтому мы не должны забывать, что каждый человек — часть нынешней цивилизации, и судьбы других людей порой зависят от нас в большей степени, чем мы бы хотели.
Знаете так называемую «теорию шести рукопожатий»? Согласно этой теории, в XXI веке каждый человек на Земле «связан» с другим максимум через пять знакомых. Например, Толя Иванов из деревни Васюкино — племянник Ивана Ивановича Смирнова, который интересуется политикой и был на встрече с местным главой управы; глава управы знаком с мэром региона, мэр региона знаком с мэром Москвы, мэр Москвы знаком с президентом России, а президент России знаком с Леонардо ди Каприо. Получается, что Вася Иванов через шесть рукопожатий знаком с Леонардо ди Каприо. Не правда ли, есть в этом какое-то волшебство?
Благодаря теории шести рукопожатий тысячи людей нашли потерянные документы, получили материальную и моральную поддержку в трудной ситуации. Рядовой гражданин. разумеется, не имеет возможности обратиться за помощью к местной знаменитости — зато он может попросить об этом кого-то из своего окружения и запустить цепочку добра.
Но у каждой медали, как говорится, есть две стороны. Статистика гласит, что большинство преступлений совершается в отношении знакомых и даже родственников.
Так что же делать, чтобы отношения с окружающими складывались гармонично? И как, стараясь понравиться всем вокруг, не потерять самого себя?
Шаблон итогового сочинения
Честные и глубокие рассуждения на тему, предложенную Вам на итоговом сочинении, — это уже половина успеха. Но также важно знать, по какому шаблону следует писать работу. В декабрьском сочинении должны присутствовать три части:
- •введение;
- •основная часть;
- •заключение.
Развёрнутые размышления уместны только в основной части. Во введении же следует сформулировать основную мысль работы и объяснить, как вы понимаете тему. Темы, кстати, могут звучать примерно так:
«Я и другие»: примерные темы
- •Почему человек не может провести всю жизнь в одиночестве?
- •Как нужно выбирать друзей?
- •К каким последствиям могут приводить конфликты с ближними?
- •Как окружающие люди влияют на наше мировоззрение?
- •Каково значение общественной морали?
- •Как рождается дружба?
- •Почему некоторые люди оказываются не поняты и не приняты обществом?
- •«В ссоре всегда виноваты оба»: могу ли я согласиться с этим утверждением?
- •Правда ли, что люди всегда могут понять друг друга, какими бы ни были различия меду ними?
- •Как научиться внимательности к проблемам окружающих?
«Я и другие»: аргументы из литературы
Как мы видим, большинство тем сочинений по направлению "Я и другие" можно свести к двум вопросам: где граница между мной (моими убеждениями, привычками, интересами, мечтами) — и другими людьми? и как следует поступать, чтобы нечаянно не переступить эту границу?
В поисках ответов следует обратиться к произведениям отечественных и зарубежных классиков.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
Григорий Александрович Печорин не проявляет уважения к чувствам и убеждениям окружающих. Из-за этого он ссорится с давним приятелем Грушницким, и их незначительный на первый взгляд конфликт приводит к трагическим последствиям. Также герой с лёгкостью разбивает сердца замечательных женщин: чувственной Мери, мудрой Веры и самоотверженной Бэлы. Печорин сам признаётся, что из-за скверного характера не может найти достойную спутницу жизни и обрести верных товарищей, но ничего не может с собой поделать.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»
Главный герой этой сатирической сказки — пискарь (мелкая речная рыба). Испугавшись, что его может съесть щука, бедолага прячется в норе и даёт себе обещание выходить из неё только ночью, «когда люди, звери, птицы и рыбы спят». Но жизнь в отрыве от общества не приносит пискарю счастья. В старости он жалеет, что не завёл семью и друзей, и порывается выбраться из норы — но все его усилия оказываются напрасными.
С. А. Есенин. «Мы теперь уходим понемногу...»
Лирический герой этого стихотворения убеждён: мы не знаем, что нас ждёт в ином мире, потому-то мы должны ценить каждый день, проведённый рядом с близкими. Стихотворение заканчивается следующими строками:
- Знаю я, что в той стране не будет
- Этих нив, златящихся во мгле.
- Оттого и дороги мне люди,
- Что живут со мною на земле.
Александр Дюма-Отец. «Три мушкетёра»
Четверо друзей — Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян — совершенно разные по характеру, да и знакомятся они при сомнительных обстоятельствах. Тем не менее, друзья стоят друг за друга горой и выходят невредимыми из всех переделок. Так, если бы Атос не был верным товарищем Д'Артаньяна, последний никогда бы не узнал тайну вероломной миледи Винтёр и не сумел раскрыть заговор кардинала Ришелье. И пусть мушкетёры не смогли спасти всех, кто пострадал из-за коварной обольстительницы и её приспешников, — в общем и целом справедливость восторжествовала.
«Я и другие»: крылатые фразы
Помимо иллюстраций из художественной и научной литературы, ученик выпускного класса вправе обращаться к аргументам из живописи и кинематографа, а также к событиям из собственной жизни («примеры из личного опыта»). Ещё одна хорошая идея — выучить цитаты, которые можно использовать в качестве эпиграфа. Например, такие:
- •Надо много пережить, чтобы стать человеком. (Антуан де Сент-Экюпери)
- •Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Паскаль)
- •Не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу. (Марк Аврелий)
- •Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие — радуются их успехам. (Оскар Уайльд)
- •Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей. (Артур Шопенгауэр)
- •Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает. (Марк Твен)
- •Каждый из нас — это нерассказанная история. (Чак Паланик)