08.11.2020
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение-2020. «Я и другие»

Как быть, если твоё мнение не совпадает с другим? И к чьему совету стоит прислушаться, пытаясь найти своё место в мире?

ГодЛитературы.РФ
ГодЛитературы.РФ

Текст: Ольга Разумихина

Общение с родственниками, друзьями, учителями не может проходить без конфликтов. Как быть, если твоё мнение не совпадает с другим? И к чьему совету стоит прислушаться, пытаясь найти своё место в мире?

Человек — создание, предназначенное для жизни в обществе. Даже Робинзон Крузо, оказавшийся на необитаемом острове, не смог бы продержаться во враждебной среде ни дня, если бы не пользовался предметами, которые собрали или изготовили другие люди: у незадачливого путешественника отыскались пила, топор, порох, семена ячменя и пшеницы, а самое главное — у него были знания, которыми его в своё время наделили родственники и наставники. Поэтому мы не должны забывать, что каждый человек — часть нынешней цивилизации, и судьбы других людей порой зависят от нас в большей степени, чем мы бы хотели.

Знаете так называемую «теорию шести рукопожатий»? Согласно этой теории, в XXI веке каждый человек на Земле «связан» с другим максимум через пять знакомых. Например, Толя Иванов из деревни Васюкино — племянник Ивана Ивановича Смирнова, который интересуется политикой и был на встрече с местным главой управы; глава управы знаком с мэром региона, мэр региона знаком с мэром Москвы, мэр Москвы знаком с президентом России, а президент России знаком с Леонардо ди Каприо. Получается, что Вася Иванов через шесть рукопожатий знаком с Леонардо ди Каприо. Не правда ли, есть в этом какое-то волшебство?

Благодаря теории шести рукопожатий тысячи людей нашли потерянные документы, получили материальную и моральную поддержку в трудной ситуации. Рядовой гражданин. разумеется, не имеет возможности обратиться за помощью к местной знаменитости — зато он может попросить об этом кого-то из своего окружения и запустить цепочку добра.

Но у каждой медали, как говорится, есть две стороны. Статистика гласит, что большинство преступлений совершается в отношении знакомых и даже родственников.

Так что же делать, чтобы отношения с окружающими складывались гармонично? И как, стараясь понравиться всем вокруг, не потерять самого себя?

Шаблон итогового сочинения

Честные и глубокие рассуждения на тему, предложенную Вам на итоговом сочинении, — это уже половина успеха. Но также важно знать, по какому шаблону следует писать работу. В декабрьском сочинении должны присутствовать три части:

  • •введение;
  • •основная часть;
  • •заключение.

Развёрнутые размышления уместны только в основной части. Во введении же следует сформулировать основную мысль работы и объяснить, как вы понимаете тему. Темы, кстати, могут звучать примерно так:

«Я и другие»: примерные темы

  • •Почему человек не может провести всю жизнь в одиночестве?
  • •Как нужно выбирать друзей?
  • •К каким последствиям могут приводить конфликты с ближними?
  • •Как окружающие люди влияют на наше мировоззрение?
  • •Каково значение общественной морали?
  • •Как рождается дружба?
  • •Почему некоторые люди оказываются не поняты и не приняты обществом?
  • •«В ссоре всегда виноваты оба»: могу ли я согласиться с этим утверждением?
  • •Правда ли, что люди всегда могут понять друг друга, какими бы ни были различия меду ними?
  • •Как научиться внимательности к проблемам окружающих?

«Я и другие»: аргументы из литературы

Как мы видим, большинство тем сочинений по направлению "Я и другие" можно свести к двум вопросам: где граница между мной (моими убеждениями, привычками, интересами, мечтами) — и другими людьми? и как следует поступать, чтобы нечаянно не переступить эту границу?

В поисках ответов следует обратиться к произведениям отечественных и зарубежных классиков.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин не проявляет уважения к чувствам и убеждениям окружающих. Из-за этого он ссорится с давним приятелем Грушницким, и их незначительный на первый взгляд конфликт приводит к трагическим последствиям. Также герой с лёгкостью разбивает сердца замечательных женщин: чувственной Мери, мудрой Веры и самоотверженной Бэлы. Печорин сам признаётся, что из-за скверного характера не может найти достойную спутницу жизни и обрести верных товарищей, но ничего не может с собой поделать.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»

Главный герой этой сатирической сказки — пискарь (мелкая речная рыба). Испугавшись, что его может съесть щука, бедолага прячется в норе и даёт себе обещание выходить из неё только ночью, «когда люди, звери, птицы и рыбы спят». Но жизнь в отрыве от общества не приносит пискарю счастья. В старости он жалеет, что не завёл семью и друзей, и порывается выбраться из норы — но все его усилия оказываются напрасными.

С. А. Есенин. «Мы теперь уходим понемногу...»

Лирический герой этого стихотворения убеждён: мы не знаем, что нас ждёт в ином мире, потому-то мы должны ценить каждый день, проведённый рядом с близкими. Стихотворение заканчивается следующими строками:

  • Знаю я, что в той стране не будет
  • Этих нив, златящихся во мгле.
  • Оттого и дороги мне люди,
  • Что живут со мною на земле.

Александр Дюма-Отец. «Три мушкетёра»

Четверо друзей — Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян — совершенно разные по характеру, да и знакомятся они при сомнительных обстоятельствах. Тем не менее, друзья стоят друг за друга горой и выходят невредимыми из всех переделок. Так, если бы Атос не был верным товарищем Д'Артаньяна, последний никогда бы не узнал тайну вероломной миледи Винтёр и не сумел раскрыть заговор кардинала Ришелье. И пусть мушкетёры не смогли спасти всех, кто пострадал из-за коварной обольстительницы и её приспешников, — в общем и целом справедливость восторжествовала.

«Я и другие»: крылатые фразы

Помимо иллюстраций из художественной и научной литературы, ученик выпускного класса вправе обращаться к аргументам из живописи и кинематографа, а также к событиям из собственной жизни («примеры из личного опыта»). Ещё одна хорошая идея — выучить цитаты, которые можно использовать в качестве эпиграфа. Например, такие:

  • •Надо много пережить, чтобы стать человеком. (Антуан де Сент-Экюпери)
  • •Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Паскаль)
  • •Не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу. (Марк Аврелий)
  • •Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие — радуются их успехам. (Оскар Уайльд)
  • •Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей. (Артур Шопенгауэр)
  • •Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает. (Марк Твен)
  • •Каждый из нас — это нерассказанная история. (Чак Паланик)