21.03.2021
Фестивали

10 нехудожественных книг, которые нужно купить на non/fictio№22

Какие нон-фикшн новинки в первую очередь искать на книжной ярмарке в Гостином Дворе

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств

Текст: Андрей Мягков

non/fictio№22, которая из-за пандемийных неурядиц не смогла состояться в конце прошлого года, вопреки всем коронавирусам выходит из карантина - и приглашает надеть медицинские маски и повидаться 24-28 марта в Гостином Дворе, который постепенно становится для ярмарки родным. Разумеется, перенос сказался на программе: слишком много книг вышло за время этой вынужденной паузы, и те, что в декабре выглядели горячими новинками, к весне немного подостыли. Нашу редакционную задачу выбрать из них десять самых-самых это, конечно, осложняет, но ведь не боги горшки обжигают. Так что привычно оговоримся, что стоящего нон-фикшна на ярмарке куда больше, чем влезло в эту подборку, - и приступим.

Джон Барри. "Испанка. История самой смертоносной пандемии"

Пер. с англ.: Александр Анваер. - М.: Альпина Паблишер, 2021

"Альпине" по профилю положено поставлять качественный нон-фикшн, и она обычно не подводит - вот и сейчас на ее стенде можно будет отыскать уйму всяких интересностей. Из самого свежего - "Герои книг на приеме у психотерапевта" Клаудии Хохбрунн и Андреа Боттлингер, скрестивших филологию с психоанализом, и «Бесполезная классика» Леонида Клейна, привившего литературоведению дичок бизнес-коучинга.

А еще аккурат к ярмарке должны подоспеть эпидемиологические изыскания американского историка Джона Барри - таким образом, мы как бы изящно закроем тему пандемии в этой подборке, не помянув известный вирус по имени. Книга Барри, впрочем, не ограничивается эпидемиологией, чем и интересна. Чтобы объяснить механизмы распространения испанки - вируса, в начале прошлого века объединившего усилия с Первой мировой и выкосившего значительную часть планетарного населения - автору пришлось погрузиться не только в научные дебри, но и в человеческие. Быт, нравы, привычки - все это оказывает на распространение вируса не меньшее влияние, чем нюансы работы иммунной системы. А поскольку люди век от века меняются не так уж сильно, почитать об этом в нынешних условиях не только душеспасительно, но и жизнеспасительно.

Дэвид Дарлинг, Агниджо Банерджи. "Эта странная математика. На краю бесконечности и за ним"

Пер. с англ.: Алексей Глущенко. - М.: Corpus, 2021

У Corpus'а в нынешнем сезоне очень серьезное представительство по части естественных и точных наук: из типографской печи издательства уже выпрыгнули "В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике" нобелевского лауреата Эрика Канделя и "Блюз черных дыр и другие мелодии космоса" Жанны Левин.

Или вот "Эта странная математика" от довольно необычного авторского дуэта. Дэвид Дарлинг - многоопытный автор научпопа, а Агниджо Банерджи - его ученик и по совместительству юный вундеркинд. Получивший в силу возраста еще не все гражданские права - зато набравший рекордные баллы по результатам IQ-теста общества интеллектуалов Менса. Вместе они объясняют читателям сложные и необычные места математики - от больших чисел и бесконечности до математики музыки, - но делают это настолько просто, что поймут даже те, кто уроки алгебры предпочитал прогуливать. А главное - демонстрируют прямую связь этих высоких материй с нашей жизнью, называя математику "основой окружающего нас физического мира, его невидимой инфраструктурой". Царицей, в общем, наук.

"Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя"

М.: Новое литературное обозрение, 2021

Недавний спор о том, кто же должен занимать Лубянскую площадь - Железный Феликс или Александр Невский - породил лишь гору сломанных копий. Очевидно, что советское прошлое нашим обществом до сих пор как следует не отрефлексировано - и одна из самых заметных новинок НЛО (а заметных у них немало - вам на заметку) предлагает заняться наконец этой рефлексией. А еще - обратиться к практическому опыту других коммунистических стран, которые тридцать лет назад столкнулись с теми же проблемами, что и мы - и добились в их преодолении заметных успехов. Авторы книги - крупные исследователи, историки и социологи - на наших глазах порассуждают о причинах распада Советского Союза, о том, какие общественные трансформации произошли в посткоммунистических странах и какие блокирующие механизмы мешают нам ступить на этот путь и начать жить без постоянной оглядки на коммунистические преданья.

Джон Ронсон. "Итак, вас публично опозорили. Как незнакомцы из социальных сетей превращаются в палачей"

Пер с англ.: Наталья Ивкина. - М.: Эксмо, 2021

Как ни относись к недавнему манифесту Константина Богомолова, а "перегибы на местах" очевидны даже тем, кто искренне симпатизирует новой этике - когда люди массово лишаются покоя и работы из-за шутки в твите десятилетней давности, становится как-то несмешно.

Британец Джон Ронсон, режиссер-документалист, автор бестселлера «Психопат-тест» и спикер TED Talks на тему интернет-шейминга, несколько лет встречался с жертвами современных судов Линча и попробовал - несмотря ни на что, с юмором - осмыслить эту новую пугающую реальность. Так как социальные процессы, о которых пишет Ронсон, еще не оформились окончательно, книга скорее представляет собой размышление на тему, чем готовое социологическое исследование, - но понять мотивацию палачей из фейсбука, обезопасить себя от подобного остракизма и научить походя не ломать чужие жизни она вполне способна.

Галина Антипова. "Маяковский: я еду удивлять! Марш поэта по стране и миру"

М.: Бослен, 2021

Занимательный географически-биографический зверек - путеводитель по путешествиям Владимира Маяковского. Поэт немало изъездил и в России, и за ее пределами (включая Мексику и Америку), и даже подтверждал необходимость разъезжать по свету строками: «Поэзия — вся! — езда в незнакомое». Что позволяет рассматривать книгу Галины Антиповой не просто как безделицу, а как экстремальное дорожное литературоведение. Все это дело, разумеется, сверхбогато иллюстрировано и снабжено QR-кодами, ведущими к дополнительным материалам, а для желающих повторить путешествия поэта в реальной жизни указаны все соответствующие ориентиры.

Ларс Орстрём. "Химия навсегда. О гороховом супе, опасности утреннего кофе и пробе мистера Марша"

Пер.: Оксана Постникова. СПб.: КоЛибри, 2021

Подзаголовок сразу же заявляет главное достоинство книги шведского химика Ларса Орстрёма - как и в "Этой странной математике", научные изыскания здесь наглядно увязываются с повседневной жизнью. С доступностью материала тоже все в порядке: автор - преподаватель и ведущий научно-популярного подкаста журнала Chemistry World, так что объяснять на пальцах ему не привыкать. В итоге непростая химия преподносится читателю с детективным задором: Орстрём не только проведет свое расследование и расскажет, действительно ли оловянные пуговицы сыграли фатальную роль в наполеоновской кампании 1812 года, но и отыщет материал для научной лекции в романах Агаты Кристи.

Мишель Дин. "Нахалки"

Пер. с англ.: Айзятулова Иделия. - М.: Лайвбук, 2021

Под обложкой - биографии десяти выдающихся женщин, которые посмели высказывать свое мнение в XX веке, когда это было еще не слишком-то комильфо - и заставили себя услышать. Потому журналистка Мишель Дин и обозвала их "нахалками" - хотя ее героини часто слышали в свой адрес выражения и покрепче.

Ханна Арендт, Сьюзан Зонтаг, Джанет Малкольм - дамы все как на подбор серьезные. Не каждая из них называла себя феминисткой - так, Нора Эфрон относилась к движению весьма скептически, - но и феминизм, и весь наш мир были бы без них совсем другими.

Ольга Хорошилова. "Русские травести в истории, культуре и повседневности"

М.: МИФ, 2021

Необычный взгляд на русскую культуру, который, очевидно, понравится не всем: все-таки называть Россию "колыбелью травести-культуры" - это достаточно нахально. Впрочем, Ольга Хорошилова, кандидат искусствоведения, историк костюма и автор полудюжины книг на соответствующие темы, пустыми словами не бросается. На протяжении трех веков (от XVIII до первой половины XX века) трансвестизм действительно существовал во всех сферах культурной жизни России: искусство, мода, литература, театр, кино, фотография - нигде без него не обходилось. И на балах Елизаветы Петровны, и среди пушкинских друзей-гимназистов не считалось зазорным менять пол с помощью костюмов, а на театральных подмостках блистало множество забытых ныне травести-звезд - к слову, именно русский актер первым в истории сыграл роль Жанны д’Арк. А еще в России были и есть травести поневоле, чей биологический пол не совпадает с психологическим; никакой пропаганды и ничего нетрадиционного - только реальные человеческие судьбы, к которым пора уже перестать относиться брезгливо и снисходительно.

Оскар Лемэр. "История серии Zelda. Рождение и расцвет легенды"

Пер. с англ.: Сорокина Я. Б., Бадешко В. - М.: Бомбора, 2021

Праздник на улице геймеров - подробный рассказ о рождении легендарной серии игр Zelda, нынче занесенной в Книгу рекордов Гиннесса в качестве главного долгожителя в жанре action-adventure за всю историю видеоигр. Как в середине 1980-х годов небольшой команде разработчиков из Nintendo пришло в голову создать этот мультижанровый фэнтезийный мир, как эволюционировала и без того передовая на тот момент идея, с какими сложностями пришлось столкнуться Сигэру Миямото и его команде - словом, все как полагается.

Лео Стайнберг. "Другие критерии. Лицом к лицу с искусством XX века"

Пер. с англ.: Ольга Гаврикова. М.: Ad Marginem, 2021

Золотой стандарт искусствоведения, наконец переведенный на русский: сборник статей об искусстве XX века, составленный и впервые опубликованный в 1972 году выдающимся американским искусствоведом Лео Стайнбергом, родившимся, к слову, в Москве. Огюст Роден и Пабло Пикассо, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг, Сандро Боттичелли и Джексон Поллок - с живописью после прочтения этой книги вы будете если не на "ты", то в куда более близких отношениях, чем раньше.