24.01.2022
Фестивали

Большой лиterraтурный марафон

22-23 января в онлайн-формате состоялась вторая часть литературного фестиваля «Антология современной Лиterraтуры»

Фото: фргамент афиши фестиваля «Антология современной Лиterraтуры» / literratura.org
Фото: фргамент афиши фестиваля «Антология современной Лиterraтуры» / literratura.org

Текст: Владимир Гуга

Популярный электронный журнал «Лиterraтура», основанный в 2014 году, состоит из нескольких традиционных для литературной периодики разделов – «Поэзия», «Проза», «Драматургия», «Критика», «Нон-Фикшн», «Переводы», «Актуальное». Сравнительно недавно в арсенале «Лиterraтуры» также появился раздел «Фантастика». Журнал выходит первого числа каждого месяца, и, учитывая вал авторских предложений, редакторам приходится заниматься кропотливой и объемной работой, укладываясь при этом в жесткие сроки.

В «Лиterraтуре» свои произведения эксклюзивно публиковали такие разные авторы, как Юрий Смирнов и Герман Садулаев, Дмитрий Бавильский и Людмила Вязмитинова, Илья Кочергин и Тимур Кибиров, Евгений Попов и Джордж Гуницкий, Евгения Вежлян и Гузель Яхина, Александр Снегирев и Михаил Веллер, Андрей Гришаев и Михаил Липскеров, Юлий Гуголев и Андрей Василевский и многие другие. Журнал не имеет какой-либо идеологической или эстетической направленности, что подчеркнула в преамбуле к своему фестивальному выступлению Евгения Декина, прозаик и редактор отдела «Проза»:

«Как правило журналы отличаются какой-то определенной литературной стратегией и отказывают в публикации некоторым авторам, не соответствующим их идеологии. Мы в этом плане совершенно открыты. Недаром нынешний фестиваль называется «Антология». <...> В «Лиterraтуре» публикуются абсолютно разные авторы, придерживающиеся самых разных стилистических направлений. Нас интересует только качество произведений».

Свою коллегу поддержал и Юрий Серебрянский, также редактор отдела «Проза» и участник фестиваля:

«Для меня важна гибкость редакционной политики и свободный график работы. Мы живем в разных странах, но никаких географических ограничений в «Лиterraтуре» не существует. В этом наша особенность: никаких квот для отдельных стран и регионов. Я бы дал такое определение «Лиterraтуре»: международное свободное издание на русском языке».

В декабре прошлого года состоялась первая часть фестиваля «Антология современной Лиterraтуры», посвященная современной поэзии. За два дня фестиваля выступило около шестидесяти поэтов, имена большинства которых хорошо известны ценителям современной литературы. 22 и 23 января эстафету выступлений подхватили прозаики и драматурги – около сорока авторов, среди которых выступили Григорий Каковкин, Евгений Сулес, Вячеслав Харченко, Улья Нова, Валерий Бочков и другие.

«Идея фестиваля, - прокомментировала главный редактор журнала Наталья Полякова, – составление видеоколлекции современной поэзии, прозы, драматургии. Мы решили охватить как можно больше авторов. Этот фестиваль станет ежегодным событием. Авторы будут участвовать в нём только по одному разу. Результатом станет не только большой видеоархив на канале журнала, но и персональные страницы авторов на сайте журнала. Конечно, составление программы – это всегда в каком-то смысле прокрустово ложе. За 8 лет работы мы опубликовали, наверное, несколько сотен авторов. Пригласить всех разом мы, конечно, не можем. Каждый редактор приглашал некоторое количество авторов – так сложилась программа фестиваля. Тех, кого хотели, но не смогли из-за ограниченности мест, обязательно пригласим в следующем году. В организации фестиваля очень помогли действующие редакторы журнала Сергей Пронин (раздел Актуальное), Иван Полторацкий (отдел Поэзии), Нина Александрова (отдел Поэзии), Женя Декина (отдел Прозы), Юрий Серебрянский (отдел Прозы), Наталья Якушина (отдел Драматургии), Серафима Орлова (отдел Драматургии), Юрий Угольников (отдел Нон-фикшн), Анна Орлицкая (отдел Переводов), Марина Яуре (отдел Фантастики) и бывший редактор отдела Поэзии Евгений Никитин. Фестивали журнала «Лиterraтура» проходили и раньше – тоже в декабре, в формате офлайн. Получалось пригласить не больше 15-30 человек. Жизнь внесла свои коррективы. Иногда негативные события имеют положительные черты. Сейчас стал популярен онлайн-формат мероприятий. Нам это дало возможность не просто пригласить в разы больше участников, но и расширить фестиваль географически. Фестиваль стал по-настоящему общероссийским и международным. В нем участвовали авторы из России, Казахстана, США, Киргизии, Израиля, Латвии, Польши».

Пандемия, вызвавшая большое количество ограничений и неудобств, действительно способствует развитию новых творческих форматов, как бы это странно ни звучало. Единственное, что удручает во время участия в «заочных» мероприятиях – отсутствие так называемого «неформального общения». Но, тем не менее, во время проведения фестиваля «Антология современной Лиterraтуры» и участники, и организаторы оказались в едином, хотя и виртуальном пространстве, охватившем фактически весь Земной шар. Ощущение отстраненности и удаленности довольно быстро вытеснялось чувством присутствия на реальном офлайн-фестивале.