23.08.2022
Кино и литература

«Трололо» от Amazon: «Колесо времени» в преддверии «Колец власти»

Почему нужно обратить внимание на сериал «Колесо времени» перед премьерой «Властелина колец»

Текст: Дмитрий Сосновский

До недавних пор абсолютным чемпионом по натягиванию повесточки на всё что угодно заслуженно считался Netflix – вспомним того же «Ведьмака» или, прости господи, «Проклятую». И, несмотря на то, что из такого подхода редко выходит что-то путное, остальные производители популярного видеоконтента вынужденно на флагмана «прогресса» равняются – иначе заклюют бдительные соотечественники. Но Amazon, судя по всему, твёрдо решил пальму первенства у конкурентов отобрать. И сделать общую картину сферы экранизаций популярного фэнтези ещё более нелепой и скверной.

Чем ближе выход сериала «Властелин колец: Кольца власти», тем меньше надежд на то, что дорогущий и сверхамбициозный проект по мотивам книг Толкина не обернётся оглушительным провалом: промоматериалы и высказывания шоураннеров выглядят и звучат всё более удручающе. Об этом мы непременно в подробностях и с пристрастием поговорим в самое ближайшее время, а пока обратим внимание на ещё один – косвенный, но очень яркий – аргумент не в пользу «Колец власти». Речь идёт о недавно вышедшем в конце прошлого года первом сезоне (увы, будет ещё как минимум два) сериала «Колесо времени».

Сложно себе представить произведение, более удачно подходящее для экранизации в преддверии обращения к творчеству Толкина – и в качестве «пробного шара», и в качестве разогрева. Ведь и сам демиург этой вселенной, американский писатель Роберт Джордан никогда не скрывал своего преклонения перед Профессором. Более того – первую книгу цикла, «Око мира», он писал с постоянной оглядкой на сагу о Фродо и Кольце – по словам литератора, лучшей фабулы для введения читателя в новый волшебный мир придумать нельзя.

Да и странно было бы с его стороны это отрицать, ведь любой, кто знаком с сюжетом «Властелина колец», сразу найдёт в «Оке мира» множество очевидных пересечений – вплоть до прямых заимствований. Судите сами: начинается всё с того, что группа простых и физически слабых «маленьких людей» вынуждена покинуть свою милую пасторальную глушь и отправиться навстречу неведомым опасностям, потому что от этого по роковому стечению обстоятельств зависит судьба всего живого, ведь над миром нависло пробудившееся Зло.

Дальше – ещё интереснее: они встречают в таверне неожиданного доброжелателя, обретают могущественную волшебницу-покровительницу, благородного и сильного короля без королевства, склоняющий слабых ко злу мощный артефакт, древоподобное существо, любящего животных лесного чудака. А преследуют героев, которым в какой-то момент приходится разделиться на группки поменьше, злобные существа – кровожадные порождения Тьмы, в их лице кощунственно исказившей естественную природу. Только тут они называются не орки, а троллоки. Ведут их жуткие безликие чёрные всадники, способные на расстоянии наводить ужас на любого смертного.

Если вам этого мало, то пожалуйста: воплощение всего плохого умеет видеть на огромные расстояния и влезать в сознание своих противников, имея с ними магическую связь. В комплекте также: чудесное спасение от погони при помощи реки, шествие через страшное подземелье, «бегите, глупцы!», чудесное воскрешение и многое, многое другое.

Продолжать можно было бы очень долго, но и так вполне очевидно: «уши» уважаемого Джона Рональда Руэла торчат почти из каждой страницы. Но не стоит опрометчиво записывать Джордана в примитивные эпигоны Толкина. В конце концов, все современные фэнтезийные писатели так или иначе вышли из толкиновского пальто. А у автора «Колеса времени» и продолжателя его труда Брэндона Сандерсона были и свой стиль, и обаяние, и – что особенно важно в обсуждаемом контексте – идеи.

Дело в том, что лор «Колеса времени» пронизан духом феминизма. Среди людей время от времени рождаются одарённые волшебники: те, кто может прикоснуться к Силе – примерно как в «Звёздных войнах» или недавно экранизированном романе Ли Бардуго «Тень и кость». Но контролировать её могут только истинные мастера после долгих и упорных упражнений под бдительным надзором старших. Иначе всё чревато переходом на Тёмную сторону. И так уж, представьте себе, вышло, что мужчинам не поддаться соблазну особенно трудно. Так что в результате пары устроенных ими тотальных катаклизмов представители мужского пола со способностями были признаны вне закона. А специальные ордена Айз Седай их отлавливают и, так сказать, обезвреживают, чтобы предотвратить явление предсказанного возрождённого Дракона – то есть особо мощного мага, способного разнести всё к чёртовой матери. Но есть те, кто не приемлет магию как таковую – в прямом конфликте с Айз Седай находятся Дети Света – мрачная могущественная организация наподобие средневековых инквизиторов с соответствующими методами.

И вот одна из особо проницательных Айз Седай вдруг обнаружила, что в далёком захолустье есть несколько юных парней, среди которых есть тот самый потенциальный Дракон. И теперь она их ведёт в безопасное место к сёстрам – как бы чего не вышло. Но у Судьбы – то есть Колеса – на всех свои планы.

Такова – в самых общих чертах – завязка. Как вы убедились, выбор руководством Amazon был действительно сделан на редкость метко. Но на этом их попадания закончились: разогрева публики перед премьерой грядущего флагмана «Кольца власти» не получилось, а «пробный шар» показал, что дела обстоят хуже некуда. И хоть в иностранном кинорейтинге IMDb сериал показывает неплохую общую оценку 7.1, рейтинг Кинопоиска демонстрирует не обнадеживающие 6.1. Потому что сериал «Колесо времени» безнадёжно плох абсолютно во всём.

Сразу, с самой открывающей дебютный эпизод сцены, бросается в глаза безапелляционный настрой шоураннера Рэйфа Джадкинса со товарищи впихнуть в сюжет побольше сильных и независимых женщин. Что более чем излишне, учитывая, что само мироустройство вселенной Джордана во многом зиждется на феминистских идея и ни в какой «актуализации» его сюжеты в этом отношении точно не нуждаются – с какой стороны ни посмотри. Но нет, сейчас реваншистской борьбы с «токсичной мизогинией» много не бывает, поэтому нам сразу же демонстрируют с предельной ясностью, кто в доме хозяйки.

В своём оголтелом стремлении выкрутить ручку феминизма на максимум при полнейшем отсутствии чувства меры создатели доводят всё до абсурда, показывая нам, в частности, как замученная, израненная и находящаяся на последнем месяце беременности (!) воительница разносит в клочья толпу вооружённых до зубов мужиков-головорезов, а хрупкая девица-кузнец (!) играючи обходится с железяками, которые на самом деле и поднять-то едва ли была бы в состоянии.

Но абсурдность – ещё полбеды. Куда хуже, что своей неуёмной энергией амазонки и примкнувшие к ним «амазонцы» начисто разрушают довольно стройную концепцию, в соответствии с которой всё работает у Джордана. Причём начинают ей противоречить, явно не понимая, что совсем напрасно спорят с писателем. Так среди кандидатов на статус нового Дракона – опасного и могущественного человека, способного, в соответствии с пророчествами, погрузить всё во Тьму, оказывается девушка. В книге такого быть не могло, ведь опасность крылась именно в мужской природе в сочетании с огромной силой. Но нет, даже эта мысль, похоже, звучит «ущемляющей» для антимизогинного авангарда.

До недавних пор Amazon сохранял репутацию не самого зацикленного на повестке производителя видеоконтента, уж до конкурентов из Netflix ему было далеко. Более того – именно на этой платформе выходит отличный ревизионистский телекомикс «Пацаны», который все эти тренды с жестоким изяществом высмеивает. «Антирасистский» же расовый винегрет «Карнивал Роу», не основанный ни на каком популярном тексте и, соответственно, ничего не портящий, выглядел как безобидное исключение. Но это, повторимся, лишь до недавних пор. Потому что исключением оказались как раз «Пацаны».

Именно в «Колесе времени» магнат показал, что общий вектор развития теперь – ровно тот же, что у Netflix, и сразу начал ударно навёрстывать упущенное. Полагаете, что слоновьей дозой феминизма всё исчерпывается? Как бы не так. Вот, пожалуйте, целая куча совершенно ни к селу ни к городу однополых отношений с массой соответствующих сцен – даже «полиаморам» место находится.

Вообще «Око мира» – довольно – в хорошем смысле, по-толкиновски – пуританский текст. К тому же его главные герои – подростки, только-только расставшиеся с детством и переживающие невинные муки первых романтических чувств, которым может помешать нависший над ними злой рок. А здесь они уже в одной из первых сцен радостно сношаются – надо же хоть как-то догонять «Игру престолов». Впрочем, до откровенности последней здесь далеко. То же самое можно сказать и о графике, которой здесь огромное количество – при этом самого скверного качества. При том что бюджет «Колеса» вполне сравним со средствами, потраченными на экранизацию саги Джорджа Мартина, выглядит она даже беднее куда более скромного «Ведьмака».

Ну и довершает неприглядную картину – да-да, вы этого ждали – «слепой каст»: представители самых разных рас играют персонажей безо всякой привязки к месту рождения и проживания. Что в контексте мира Джордана выглядит особенно по-идиотски, потому что внешний вид героев несёт в фабуле важнейший смысл. Однако здесь нам предлагают отнестись как к должному, что жители небольшого отдалённого и замкнутого поселения, имеющие крайне скудные связи с внешним миром, имеют все цвета и оттенки кожи.

Если добавить всё вышеперечисленное к тому, что мы уже знаем о «Кольцах власти», картина получается исключительно безрадостная. А масштабы разочарования будут и вовсе чудовищных масштабов – всё-таки фан-база Толкина с джордановой не сравнится. Будет плохо. Приготовьтесь. О том, насколько плохо, скоро подробно расскажем.