21.11.2022
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение-2022. «Искусство и человек»

Декабрьское сочинение на эту тему не обязано быть произведением искусства — но всё-таки стоит разобраться, о чём рассуждать и какие аргументы приводить

Итоговое сочинение-2022. «Искусство и человек»
Итоговое сочинение-2022. «Искусство и человек»

Текст: Ольга Лапенкова

Не так давно мы разбирали направление итогового сочинения-2022 «Наука и человек» и пришли к выводу, что наука — это прекрасно, ведь она позволяет нам познавать окружающий мир и самих себя. Однако, если человек мечтает о славе или богатстве и готов достичь этого любой ценой, то наука становится в его руках опасной игрушкой: в погоне за успехом учёные создают средства массового поражения.

В каком-то смысле с искусством дело обстоит так же. Великие произведения литературы и живописи, музыки и кинематографа духовно обогащают нас, учат отзывчивости и щедрости, решительности и стойкости. Но это происходит, только если мы прикасаемся к подлинному искусству, а не к «подделкам», созданным ради наживы или желания прославиться. Герои многих произведений массового искусства поступают совсем не так, как принято в цивилизованном обществе: они играют с чувствами других людей и, когда им это надоедает, безжалостно «выбрасывают» их из своей жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор и посмотреть практически любую второсортную мелодраму или боевик.

Конечно, и в классических произведениях встречаются герои, которые думают только о себе, — но в таком случае авторы дают нам понять, что эгоистичный человек всегда глубоко несчастен. Взять хотя бы Евгения Онегина из одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина — или Григория Печорина из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Да, в какой-то момент мы можем быть очарованы этими героями, но по ходу прочтения всё больше ужасаемся, понимая, что они обрекли себя на беспросветное одиночество.

Но как отличить истинное произведение искусства от искусной «подделки»? С классическими произведениями, которые прошли испытание временем, всё более-менее понятно — хотя и среди тех книг, которые входят в школьную программу, есть повести и романы, которые некоторые исследователи считают переоценёнными. Но нельзя же вечно читать то, что было написано сто или двести лет назад!

Есть ещё одна проблема: нет никакой гарантии, что при знакомстве с «проверенным» произведением искусства человек вынесет нравственные уроки, лучше узнает самого себя и других людей. Многие читатели, слушатели и зрители воспринимают поход в библиотеку, музей или кинотеатр как развлечение, безобидный способ «убить» время. В таком случае человек, может, и запомнит имена главных героев и самые важные повороты сюжета — но и только. А ведь неправильное отношение к искусству — явление не менее опасное, чем жестокие научные эксперименты. Разница лишь в том, что оружие и химикаты уничтожают людей физически, а потребительское мышление — духовно.

Итак, направление «Искусство и человек» не такое уж простое — и чтобы написать хорошее сочинение, недостаточно рассказать о любимой книге или картине, песне или театральной постановке.

Направления и темы прошлых лет

Выпускники прошлых лет нередко рассуждали на тему искусства, и вот какие направления предлагались им для самостоятельной работы:

Также, хотя и с меньшей вероятностью, на декабрьском сочинении-2022 могут появиться темы направлений, приуроченных к торжественным датам:

  • •«„Недаром помнит вся Россия…“ (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова)» (2014);
  • •« „Война и мир“ — к 150-летию великой книги» (2019).

Поэтому будет не лишним освежить в памяти основные произведения М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого — тем более, что они наверняка пригодятся в качестве литературных аргументов.

Более общие вопросы в рамках данного направления будут звучать примерно так:

  • •«Почему нужно учиться понимать искусство?»
  • •«Встреча с искусством: не развлечение, а труд души».
  • •«Произведение искусства — зеркало или окно в мир?»
  • •«Какова роль искусства в жизни общества?»
  • •«Нужно ли классическое искусство современному человеку?»
  • •«Какое произведение искусства можно назвать великим?»
  • •«Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?»
  • •«Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?»
  • •«В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?»

Что такое настоящее искусство

Вряд ли хоть один человек может однозначно ответить, как отличить подлинное произведение искусства от «пустышки» в красивой обёртке. Внешние признаки здесь не играют никакой роли: история знает примеры шедевров, сделанных буквально «на коленке» и долгие годы не удостаивавшихся внимания общества, — и популярнейших книг, фильмов и сериалов, которые поразили нас качеством отделки, но так и не научили чему-то поистине важному.

Пожалуй, каждый школьник знает Винсента Ван Гога — художника-постимпрессиониста, создавшего незабываемые полотна «Звёздная ночь» и «Подсолнухи» (тетради и блокноты с такими обложками найдутся в любом книжном магазине).

Однако, к большому сожалению, Ван Гог стал всемирно известным только после смерти: современники не понимали его новаторской живописи. Чтобы его полотна всё-таки «дошли» до широкой публики, потребовался многолетний труд, который взяли на себя младший брат живописца — Тео, а впоследствии — супруга Тео, Джоанна. Но разве хоть кто-то из ныне живущих станет спорить, что живопись Ван Гога — явление уникальное? Глядя на его картины, мы видим окружающий мир во всех его красках и раскаиваемся в том, что позволили себе «утонуть» в будничной серости; забыть, что красота совсем рядом, — стоит только выглянуть в окно и добавить щепотку воображения.

С другой стороны, ежегодно выходят фильмы и сериалы, над созданием которых потрудились лучшие мастера своего дела: сценаристы и режиссёры, актёры и музыканты, каскадёры и художники по гриму. И, конечно, на такие произведения выделяются заоблачные бюджеты — лишь бы побольше красок, шума и спецэффектов. Но вспомнят ли зрители через год-другой, на что они потратили время?

Например, в 2022 году закончился выпуск знаменитого сериала «Ходячие мертвецы» — о компании героев, пытающихся выжить в разгар зомби-апокалипсиса. Как ни парадоксально, книги и фильмы такого рода не лишены художественной ценности: они показывают, как люди ведут себя в экстремальных обстоятельствах. (Кстати, те же «Ходячие мертвецы» продемонстрировали, что во время эпидемии заражённые часто скрывают свои болезни от окружающих, — и это нередко происходило во время реальной пандемии коронавируса.) Но стоило ли «растягивать» сериал на 11 сезонов, лишь бы развлечь зрителя всё новыми сюжетными линями, романтическими сценами и трюками?

Итак, общество не всегда способно оценить по достоинству то, что создаёт истинный гений. В свою очередь, талантливый человек должен бороться не только с гневом или равнодушием критиков, но и с самим собой. Иногда ради того, чтобы остаться верным своему призванию, приходится отказаться от лёгких денег, положения в обществе, престижной премии. Об этом идёт речь в следующих произведениях:

  • •повесть Н. В. Гоголя «Портрет», где центральный персонаж — талантливый, но бедный художник Андрей Петрович Чартков — решает променять свой талант на богатство и славу;

  • •рассказ А. П. Чехова «Ионыч», где мама главной героини, Вера Иосифовна, ради развлечения публики пишет романы «о том, чего никогда не бывает в жизни» — например, «как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника»;

  • •роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где выдающийся писатель не выдерживает нападки критики и решает уничтожить своё произведение.

Воспитать себя

Итак, отличить непризнанного гения от ловкого торговца вниманием порой нелегко, — и всё-таки вырабатывать в себе самом художественный вкус можно и нужно. Если говорить о литературе, то в первую очередь необходим «багаж» прочитанных классических произведений, причём мало узнать сюжет: желательно понять, какие философские и психологические проблемы волновали того или иного автора. Такие вопросы затрагиваются не только в «серьёзных» повестях и романах, но и в русских народных сказках, а также в стихотворениях для детей. Например, в стихотворении С. В. Михалкова «А что у вас?» дети спорят, чья мама занимается более важной работой, а затем следует вывод маленькой Нины: «Мамы разные нужны, / Мамы разные важны». Казалось бы, прописная истина, — но именно такие произведения, будучи прочитанными в детстве, учат нас уважительно относиться к другим.

Становясь старше, мы задаём себе всё более сложные вопросы — и сталкиваемся с тем, что на некоторые из них нет однозначного ответа. Например, в рассказе А. П. Чехова «О любви» главный герой испытывает чувства к замужней женщине Анне Алексеевне, которая явно выбрала в качестве спутника жизни совершенно чуждого ей по духу человека. Но существует ли единственно верный выход из такой ситуации? С одной стороны, в том, чтобы жить с нелюбимым супругом, нет ничего хорошего (яркий пример этому — госпожа Ларина, мама Татьяны и Ольги из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). С другой стороны, если бы Анна Алексеевна решила уйти от мужа, всё могло бы закончиться трагично, как в рассказе И. А. Бунина «Кавказ»

Задаваясь подобными вопросами, мы порой жалеем о том, что прикоснулись к миру искусства. И вправду, познание несёт не только радость, но и тяжёлые раздумья. И всё-таки сложные задачи никуда не денутся, если просто закрыть на них глаза, — и знаменитые писатели, поэты, художники и музыканты знают об этом лучше, чем кто-либо ещё.

Полезные материалы по теме: