15.05.2023
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Как это работает. Визуальная поэзия (фигурные стихи)

Продолжаем знакомиться с редкостями и диковинками из мира литературы. Сегодня в центре внимания — стихи, которыми можно любоваться

Как это работает. Визуальная поэзия (фигурные стихи) /Гийом Аполлинер и Дмитрий Пригов , стихи / wikipedia.org
Как это работает. Визуальная поэзия (фигурные стихи) /Гийом Аполлинер и Дмитрий Пригов , стихи / wikipedia.org

Текст: Ольга Лапенкова

На стыке литературы и живописи существует такое необычное явление, как визуальная поэзия. Это тексты-рисунки, которые, как и любые другие стихотворения, призваны донести до читателя что-то важное: впечатление, переживание, рассуждение. В таких текстах тоже есть тема, идея, лирический герой. Но при этом они так интересно оформлены, что хоть сейчас вставляй в рамку и вешай на стенку.

Иногда причудливое написание — не более чем забавная выходка или дань моде. Но порой форма «усиливает» содержание или помогает правильно прочесть стихотворение, расставляя паузы именно там, где задумал автор.

Одна из самых богатых на подобные эксперименты эпоха (по крайней мере в России) — конец XIX – начало ХХ вв. В это время реализм, который господствовал в словесности как минимум полвека, начал сдавать позиции; читатели и авторы затосковали по литературному «хулиганству». Одним из первых играть с формой начал символист Эрл Мартов. И хотя с точки зрения смысла его стихи не слишком-то убедительны, как образцы визуальной поэзии они любопытны. Например, вот:

  • РОМБ
  • Мы —
  • Среди тьмы
  • Глаз отдыхает.
  • Сумрак ночи живой
  • Сердце жадно вдыхает.
  • Шёпот звёзд долетает порой,
  • И лазурные чувства теснятся толпой.
  • Всё забылося в блеске росистом.
  • Поцелуем душистым
  • Поскорее блесни!
  • — Снова шепни
  • Как тогда —
  • «Да!»
  • 1894

Намного больше прославились эксперименты футуриста В. В. Маяковского, который писал «лесенкой». Он дробил каждую строчку на несколько частей — и размещал их друг под другом; получались своего рода ступеньки. Злые языки поговаривали, что Маяковский делал это потому, что журналы платили автору построчно. Но, конечно, это не более чем домыслы: на самом деле «лесенка» подсказывает читателю, где нужно делать интонационные паузы. Попробуйте сами! Прочитайте отрывок из поэмы «Хорошо», останавливаясь на месте абзацных разрывов, — и вы как будто слышите голос самого автора.

  • ...Ни былин,
  • ни эпосов,
  • ни эпопей.
  • Телеграммой
  • лети,
  • строфа!
  • Воспалённой губой
  • припади
  • и попей
  • из реки
  • по имени — «Факт».
  • Это время гудит
  • телеграфной струной,
  • это
  • сердце
  • с правдой вдвоём.
  • Это было
  • с бойцами,
  • или страной,
  • или
  • в сердце
  • было
  • в моём.
  • Я хочу,
  • чтобы, с этою
  • книгой побыв,
  • из квартирного
  • мирка
  • шёл опять
  • на плечах
  • пулеметной пальбы,
  • как штыком,
  • строкой
  • просверкав. <...>
  • Этот день
  • воспевать
  • никого не наймём.
  • Мы
  • распнём
  • карандаш на листе,
  • чтобы шелест страниц,
  • как шелест знамён,
  • надо лбами
  • годов
  • шелестел.
  • 1927

Схожими экспериментами увлекался ещё один член группы футуристов — А. Е. Кручёных. Однако для него необычное оформление текстов было не столько способом передать ритм и интонацию, сколько претензией на создание собственного поэтического языка.

В «Декларации заумного языка» (1921), название которой говорит само за себя, Кручёных писал: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным». Именно так он и написал знаменитые произведения, которые у кого-то вызывали восторг, а у кого-то — смех. Это и знаменитое «дыр бул щыл», и вот такой текст:

  • Весна гусиная
  • те ге не
  • рю ри
  • ле лю
  • бе
  • тльк
  • тлько
  • хо мо ло
  • ре к рюкпль
  • крьд крюд
  • нптр
  • иркью
  • би пу
  • 1913

Однако было бы ошибкой думать, что визуальная поэзия появилась только в XIX веке: на самом деле ей больше двух тысяч лет.

История вопроса

Первые образцы визуальной поэзии относятся к III в до н. э.: их создавали древнегреческие авторы. Принцип был такой же, как и в вышеупомянутом стихотворении Эрла Мартова «Ромб»: разные по длине строчки, выровненные по центру, образовывали геометрическую фигуру. Античные поэты считали, что такой способ подачи «усиливает» содержание текста, — но, в принципе, не относились к своим экспериментам слишком серьёзно. Например, стихотворение Симмия Родосского «Яйцо» о Елене Прекрасной (той самой, из-за которой началась Троянская война) было выполнено в таком виде, потому что существовала легенда, будто Елена Троянская вылупилась из яйца. И никаких скрытых смыслов!

Намного серьёзнее подошли к делу средневековые поэты. Руководствуясь первой фразой из Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово», — они старались оформлять душеспасительные тексты так, чтобы сама их форма напоминала верующим о важности благочестивого поведения. Эту традицию перенял отечественный поэт Симеон Полоцкий, написавший стихотворение в виде креста:

  • Крест пречестный церкве слава,
  • На нем умре наша глава
  • Христос Господь, всех спаситель,
  • Кровию си искупитель.
  • Хотяй дело
  • си весело
  • Совершити,
  • должен быти
  • Креста чтитель
  • и любитель.
  • И от него все дела начинати‎      в распятом на нем вину уповати.
  • Он бо обыче тех благословити,‎    и же крест на ся тщася возложити.
  • В началех дел си и конец дарует,‎    какова в делех кто благотребует.
  • Крест на демона мечь от бога даны‎    и на вся, и же гонят христианы.
  • Сим враг Голиафд адский посечеся,‎ и жало смерти грех в конец сотреся.
  • Сей царем верным
  • в бранех помогает,
  • Нечестивыя
  • враги истребляет.
  • Он православным
  • есть защищение,
  • гонителем же
  • в водах топление.
  • Его зде знамя
  • впереде полагало,
  • его те силы,
  • царю наш, желаю.
  • Да та тя вславит, яко Константина,
  • чтителя суща приснодевы сына.
  • Да будет ти крест, яко столп огненный
  • в нощи, а во дни — облак божественный.
  • Щит твоим людем,
  • страх же враждующым,
  • на христианы
  • со мечем идущым.
  • Сим Христос враги
  • своя победил есть,
  • да христианы
  • от варвар спасеши,
  • сам в силе его
  • много лет живеши.
  • 1665

Потом традиция писать тексты-рисунки прервалась… пока её не «подхватили» символисты и футуристы.

Фигурные стихи у поэтов второй половины ХХ века

В послевоенную эпоху экспериментами с формой прославился Д. А. Пригов. В 1980-х гг. он работал над сборником «Стихограммы». Большинство произведений, вошедших в его состав, — это две-три фразы, причудливо расположенные на белом листе:

Поначалу весёлое и непринуждённое, восклицание «Как я весел! Как я мил!» попадает в «мясорубку» из символов, где с трудом можно различить отдельные слова — «ура», «прекрасно», «Боже», «я счастлив». Что случилось с лирическим героем? Он поссорился с другом, расстался с любимой, покинул родные края? Или просто повзрослел — и не справился с накопленной болью, злостью, обидами? Истина в глазах смотрящего.

Наконец, стоит упомянуть Леонида Аронзона, автора стихотворения «Пустой сонет». Если не знать, как оформлял этот текст сам автор, можно решить, что перед нами — случайно выбранное произведение из любой антологии «Стихи о любви». Посудите сами:

  • Кто вас любил восторженней, чем я?
  • Храни вас Бог, храни вас Бог, храни вас Боже.
  • Стоят сады, стоят сады, стоят в ночах.
  • И вы в садах, и вы в садах стоите тоже.
  • Хотел бы я, хотел бы я свою печаль
  • вам так внушить, вам так внушить, не потревожив
  • ваш вид травы ночной, ваш вид её ручья,
  • чтоб та печаль, чтоб та трава нам стала ложем.
  • Проникнуть в ночь, проникнуть в сад, проникнуть в вас,
  • поднять глаза, поднять глаза, чтоб с небесами
  • сравнить и ночь в саду, и сад в ночи, и сад,
  • что полон вашими ночными голосами.
  • Иду на них. Лицо полно глазами...
  • Чтоб вы стояли в них, сады стоят.
  • 1969

Однако «Пустой сонет» назван так потому, что на всех сохранившихся экземплярах он написан (или напечатан) по краям страницы.

Оформление сонета наталкивает на мысль, что романтический мотив — лишь обрамление для истории, которая только что закончилась (или, наоборот, ещё не началась). Какими были отношения лирического героя и его прекрасной дамы? Первая строчка, кажется, отсылает к стихотворению А. С. Пушкина «Я Вас любил. Любовь ещё, быть может...» — но разве не уникальна каждая история отношений? И, может, лирический герой Аронзона ещё будет счастлив, причём с той же девушкой, о которой он так возвышенно мечтает?

Если же читатель не склонен к досужим фантазиям, он может удариться в воспоминания. И — кто знает! — по-новому посмотреть на то, что творилось в его личной жизни, печалило и вдохновляло.


Использованные источники