20.06.2025
РГАЛИ

РГАЛИ. К 115-летию со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского

Его жизненный путь в чем-то типичен, а в чем-то абсолютно уникален: только чудом можно объяснить, как деревенский паренек стал кумиром столичной интеллигенции

К 115-летию со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского/ Фотография А.Т. Твардовского. Ок. 1928 г. РГАЛИ. Ф. 1334. Оп.1.
К 115-летию со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского/ Фотография А.Т. Твардовского. Ок. 1928 г. РГАЛИ. Ф. 1334. Оп.1.

Текст: Ольга Турбина, главный специалист РГАЛИ

Александр Трифонович Твардовский – одна из самых знаковых фигур «оттепели» конца 1950-х – начала 1960-х годов. Его жизненный путь в чем-то типичен, а в чем-то абсолютно уникален: только чудом можно объяснить, как деревенский паренек стал кумиром столичной интеллигенции. Впрочем, отец Твардовского, кузнец, тоже был нетипичным крестьянином: как вспоминал Александр Трифонович, отец «имел прозвище ‟пан Твардовский”, ходил в шляпе, что в нашей местности было странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени. Вообще многое в нашем быту было ‟не как у людей”».

Отец Твардовского слыл человеком начитанным, множество стихов знал наизусть, так что обстановка в семье способствовала развитию поэтических наклонностей будущего поэта. В 1924 году Александр начинает посылать в редакции смоленских газет небольшие новостные заметки и стихотворные опыты. Его первым напечатанным стихотворением стала небольшая поэтическая зарисовка «Новая изба», которая вышла в газете «Смоленская деревня». После этого вдохновленный юный писатель собрал свои стихи и пошел в редакцию смоленской газеты «Рабочий путь» к земляку, уже известному поэту Михаилу Исаковскому. Тот стихи принял благосклонно, и через некоторое время в родное село пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А. Твардовского». Исаковского Александр с тех пор считал своим главным учителем, впоследствии их связывала близкая дружба.

Дальнейшая судьба молодого «селькора-поэта» оказалась тесно связанной с литературой. Своим талантом он активно поддерживал все революционные перемены советской власти, агитировал за вступление в колхозы, рассказывая о светлых перспективах. Это стало одной из причин его драматичного разрыва с семьей: в восемнадцать лет Твардовский ушел из дома, разругавшись с отцом-«единоличником», отказавшимся вступать в колхоз. Переехав в Смоленск, Александр начал жить литературным трудом. В 1931 году была опубликована его первая большая поэма «Путь к социализму». Еще через год он поступает в Смоленский педагогический институт.

Между тем коллективизация семью Твардовского не обошла. В 1931 году его родителей раскулачили и вместе с шестью детьми отправили на Урал. Всё имущество было отобрано в колхоз. Молодого литератора эти события непосредственно не коснулись, но первая же его книга ‒ «Сборник стихов», вышедшая в 1935 году в Смоленске, в Западном областном государственном издательстве, была подвергнута резкой критике, а в газете «Большевистский молодняк» появилась статья «Кулацкий подголосок». Это была откровенная травля.

Александра спасли московские критики, писатели, поэты, которые с энтузиазмом отозвались о его новой поэме под названием «Страна Муравия». Она вышла на следующий год в Смоленске, в журнале «Красная новь». Поэма в радужных тонах описывала коллективизацию и путь крестьянина к новому укладу жизни. Написанная простым и легким языком поэма, действительно, завоевала сердца читателей всего СССР. В числе активно ее поддержавших были В.А. Луговской, М.А. Светлов, В.Ф. Асмус, А.К. Тарасенков, Б.Л. Пастернак, К.И. Чуковский. Секретарь правления Союза писателей докладывал Сталину о том, что в поэзии появилось новое имя – Твардовский. Поэма была включена в образовательные программы многих школ и вузов или, как минимум, настоятельно рекомендовалась к прочтению. В том же 1936 году Твардовский переехал в Москву и сразу был взят на третий курс МИФЛИ, который окончил в 1939 году – как раз к началу Второй мировой войны.

Осенью 1939 года его призвали в ряды Красной армии и направили в Западную Белоруссию. После ее присоединения и завершения осенней операции началась «Зимняя война» с Финляндией, куда молодой писатель отправился уже в офицерском звании, спецкорреспондентом военной газеты.

Этот опыт стал началом его работы военкором ‒ с первых дней Великой Отечественной войны. Твардовский получает назначение в газету «Красная армия» Киевского Особого военного округа, ‒ и сразу оказывается в самом пекле борьбы. С 1942 года он служил в газете «Красноармейская правда» 3-го Юго-Западного фронта. Вместе с однополчанами встретил Победу в Восточной Пруссии в звании подполковника, был награжден орденами Отечественной войны I-й и II-й степени, орденом Красной Звезды.

К тому времени Твардовский ‒ уже автор «Василия Тёркина». А появился «эскиз» образа веселого солдата, этакого балагура, которому всё нипочем, еще в период Советско-финской войны. Тогда в одной из ленинградских газет вышла почти лубочная серия стихотворных фельетонов поэта с картинками целой группы авторов. Главного героя звали Вася Тёркин, и он пользовался большой популярностью. Осенью 1941 года, когда шли тяжелейшие бои, работа над Тёркиным возобновилась: Твардовский понял, что именно такой герой сейчас необходим. 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» началась публикация глав поэмы «Василий Тёркин», которые сразу завоевали признание читателей, особенно солдат-фронтовиков. Миллионы людей ждали продолжения «Книги про бойца», черпали в ней силу и веру в победу.

Успех «Василия Тёркина» во многом определил судьбу автора в послевоенный период. Во второй половине 1940-х годов Твардовский становится секретарем правления Союза писателей и одновременно руководителем секции поэзии. В 1950 году ему предложили пост главного редактора одного из самых крупных и старейших литературных журналов – «Новый мир». За четыре года редакторства Твардовскому удалось организовать журнал с «лица необщим выражением» и создать сплоченную команду единомышленников. Но в августе 1954 года Александра Трифоновича со скандалом сняли с должности. Одной из причин стала подготовленная к печати его поэма «Тёркин на том свете», которую в докладной записке в ЦК партии назвали «пасквилем на советскую действительность». В чем-то чиновники были правы, узрев в описании «того света» сатирическое изображение партийных органов.

Эта история, связанная, вероятно, с каким-то глубинным эмоциональным надрывом, невозможностью полного творческого самовыражения, тогда окончилась для поэта лишением должности.

В 1957 году произошло личное знакомство А.Т. Твардовского с Н.С. Хрущёвым. После длительной беседы генеральный секретарь проникся к Александру Трифоновичу большой симпатией, и весной 1958 года ему предложили вновь возглавить «Новый мир». Возвращение в журнал Твардовский рассматривал как возможность досказать то, что давно было под спудом.

О «Новом мире» периода 1960-х годов много написано. Достаточно сказать, что журнал стал тогда своеобразным знаменем советской «оттепели», которая, несомненно, имела связь и с западной эпохой «нового искусства». В 1962 году «Новый мир» опубликовал знаковый рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Чуть раньше, в 1960 году, появилась новая поэма самого Твардовского «За далью – даль», которая создавалась больше десяти лет, начиная с 1950-х годов. В ней поэт во многом переоценивает то, о чем писал прежде: что коллективизация для деревни не стала праздником, как ему самому казалось много лет назад. Эта поэма о противоречивой судьбе крестьянства при советской власти получила поддержку и 1961 году была удостоена Ленинской премии.

Однако уже с середины 1960-х годов давление на журнал стало неуклонно нарастать. Новая поэма Александра Трифоновича «По праву памяти» в 1969 году была опубликована лишь частично (первая глава), а две следующие главы попали под запрет (полностью поэма вышла лишь в 1987 году). В феврале 1970 года Секретариат Союза писателей принял решение уволить половину членов редколлегии «Нового мира»; главный редактор ушел в отставку добровольно. Спустя несколько месяцев Александра Трифоновича сразил инсульт, и 18 декабря 1971 года его не стало…

Судьба личного архива А.Т. Твардовского, как и его самого, не была простой. Материалы, составившие его фонд в РГАЛИ (ф. 1816), поступали из разных источников: небольшая часть ‒ еще из Гослитмузея в 1941 году, 25 единиц были переданы в 1957 году из хранящегося в архиве фонда А.Е. Кручёных, рукописи и переписка из редакции журнала «Новый мир» ‒ в 1970–1971 годах. Наконец, еще при жизни Твардовского и вскоре после смерти жена поэта, Мария Илларионовна, передала в архив большой массив его переписки с начинающими авторами, читателями и избирателями.

Сейчас в личном фонде поэта две описи; всего 702 единицы хранения. Его рукописей относительно немного, среди них можно отметить автографы ранних произведений: поэмы «Путь к социализму» и стихотворения «Полина» с запиской к поэту В.И. Аврущенко, а также несколько автографов поздних стихотворений. Интерес представляет речь Твардовского на конгрессе Европейского сообщества писателей в 1965 году об авангардизме в искусстве.

Очень значима и велика по объему переписка А.Т. Твардовского. Письма самого Александра Трифоновича сохранились в фонде в виде черновиков и вторых экземпляров подлинников, поэтому переписка эта часто двусторонняя, что придает ей особую ценность. Среди адресатов и корреспондентов поэта такие известные литераторы, литературные критики, музыканты, режиссеры и даже правозащитники, как А.И. Аджубей, Чингиз Айтматов, Ираклий Андроников, Анна Ахматова, Н.П. Бажан, Василий Белов, Ольга Берггольц, Ф.А. Вигдорова, Дж. Вигорелли, Владимир Войнович, Расул Гамзатов, С.М. Городецкий, П.Х. Джонсон, Е.Я. Драбкина, В.М. Жирмунский, Б.К. Зайцев, К.Л. Зелинский, Михаил Исаковский, Ц.И. Кин, С.И. Кирсанов, Л.З. Копелев, Наум Коржавин, Борис Лавренёв, В.Я. Лакшин, С.Я. Маршак, Н.Н. Матвеева, Ж.А. Медведев, Э.Б. Межелайтис, Виктор Некрасов, Вера Панова, Леонид Пантелеев, Ф.И. Панфёров, В.Н. Плучек, Борис Полевой, А.А. Прокофьев, Мстислав Ростропович, Н.И. Рыленков, Н. Саррот, А.Д. Сахаров, К.М. Симонов, С.С. Смирнов, Ч. Сноу, И.С. Соколов-Микитов, А. Стерн, Алексей Сурков, А.М. Турков, Александр Фадеев, Константин Федин, Анастасия Цветаева, А.Б. Чаковский, Корней Чуковский, Дмитрий Шостакович.

Наиболее обширная часть эпистолярия – переписка с читателями и начинающими писателями 1936–1971 годов, которая свидетельствует об авторитете Твардовского и как поэта, и как редактора.

Материалы к биографии Александра Трифоновича ‒ это документы его литературно-общественной деятельности: письма Твардовскому советских и зарубежных издательств, редакций газет и журналов по поводу публикации его произведений, письма музеев, библиотек, научных учреждений. Также в фонде сохранились материалы депутатской деятельности поэта, поскольку с 1947 по 1966 год он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР пять раз. Это документы о его избрании и переписка с избирателями по их просьбам ‒ с Верховным Советом РСФСР, районными и городскими советами депутатов трудящихся, органами суда и прокуратуры; депутатская переписка насчитывает 38 единиц хранения, в каждой из которых около ста писем, которые показывают, с какой серьезностью и ответственностью относился Твардовский к этой деятельности.

Среди собранных А.Т. Твардовским материалов следует отметить автографы стихотворений Николая Заболоцкого и Евгения Винокурова, а также письма В.М. Жирмунского, А.А. Суркова, Н.П. Бажана к С.Г. Карагановой, возглавлявшей отдел поэзии журнала «Новый мир».

Также в фонде немало фотографий самого А.Т. Твардовского, вместе с родственниками и близкими коллегами и друзьями: с А.А. Вознесенским, Ю.А. Гагариным, Г.К. Жуковым, М.В. Исаковским, Л.А. Кассилем, А.И. Райкиным, членами редколлегии «Нового мира».

Но помимо документов личного фонда Александра Трифоновича, материалы о нем и его самого находятся в целом ряде других комплексов РГАЛИ, включая редакцию журнала «Новый мир».