САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Ехал я под Берлином». Александр Твардовский

"Написав столько трагических стихов о войне, Твардовский имел право ликовать вместе со всей страной в 1945 году"

«Ехал я под Берлином». Александр Твардовский/  / Борис Владимирович Иогансона (1893–1973). 'Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве', 1947 год. Музей революции в Москве
«Ехал я под Берлином». Александр Твардовский/ / Борис Владимирович Иогансона (1893–1973). 'Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве', 1947 год. Музей революции в Москве
Продолжаем еженедельную рубрику, посвященной Году защитника Отечества. Мы вспоминаем стихи, посвященные защитникам Отечества разных лет и эпох, рассказываем об их авторах и о событиях, которые породили эти поэтические отклики. Цикл ведет Арсений Замостьянов.

Александр Твардовский почти не покидал действующую армию с первых дней войны. На него накатила горечь лета и осени 1941 года. Путь отступления он прошел вместе с армией. Казалось, он потерял возможность всерьез (а он умел только всерьез) писать стихи. Только весной 1942 года сумел вернуться к стихам, записав в дневнике: «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез». Он вернулся к образу Василия Теркина – только на новом уровне. Теперь это было легкое по форме, но удивительно глубокое осмысление войны. Твардовский публиковал главы будущей поэмы в «Красноармейской правде», но их перепечатывали все центральные газеты. Читатели засыпали поэта письмами, требовали продолжений. Поэту удалось создать народный эпос, достойный великой войны. Сбылся его замысел:

  • Я мечтал о сущем чуде:
  • Чтоб от выдумки моей
  • На войне живущим людям
  • Было, может быть, теплей,

  • Чтобы радостью нежданной
  • У бойца согрелась грудь,
  • Как от той гармошки драной,
  • Что случится где-нибудь. <...>

  • Пусть читатель вероятный
  • Скажет с книжкою в руке:
  • — Вот стихи, а все понятно,
  • Все на русском языке…

Как трудно добиться в стихах такой безыскусности. Некоторые строки напоминают народные песни или частушки, многие стали крылатыми: «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль…» Но «Теркин» сложен еще и изобретательно, а порой и изысканно, к своим стихам – даже в годы войны, когда их приходилось выдавать на-гора – Твардовский относился взыскательно, всё сырое и фальшивое отбрасывал – оставалась поэзия, насыщенная точными наблюдениями настоящего художника:

  • И усталая с похода,
  • Что б там ни было, — жива,
  • Дремлет, скорчившись, пехота,
  • Сунув руки в рукава.

  • Дремлет, скорчившись, пехота,
  • И в лесу, в ночи глухой
  • Сапогами пахнет, потом,
  • Мерзлой хвоей и махрой.

С необыкновенным азартом Твардовский описал рукопашный поединок – натуралистично, дотошно, с гомеровской силой:

  • Бей, не милуй. Зубы стисну.
  • А убьешь, так и потом
  • На тебе, как клещ, повисну,
  • Мертвый буду на живом.

Константин Симонов писал: «Где-то в 44-м году во мне твердо созрело ощущение, что “Василий Теркин” — это лучшее из всего написанного о войне на войне. И что написать так, как написано это, никому из нас не дано». Даже Иван Бунин, редко хваливший советских поэтов, писал о «Теркине»: «какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова». Не поспоришь.

Написав столько трагических стихов о войне, Твардовский имел право ликовать вместе со всей страной в 1945 году. Он вспомнил это чувство через три года, в истинно триумфальном стихотворении «Москва» с ее мерцающей композицией. Вся война – от разбитых эшелонов под Гжатском до ликующих под Берлином, когда всему миру стало ясно, что такое Москве…

Есть у этого стихотворения еще одна странность. У Твардовского (в отличие, скажем, от Исаковского или Фатьянова) не получалось стать всенародным песенником. И он несколько свысока относился к этому искусству. Известно, что и молодого поэта Льва Ошанина, легко сходившегося с композиторами, взыскательный автор «Теркина» не принимал. Но в «Москве» невольно процитировал его победную песню, написанную в 1945 году. Помните?

  • Ехал я из Берлина
  • По дороге прямой,
  • На попутных машинах
  • Ехал с фронта домой.
  • Ехал мимо Варшавы,
  • Ехал мимо Орла –
  • Там, где русская слава
  • Все тропинки прошла.

Всё вошло в симфонию Твардовского. В симфонию Победы,

Александр Твардовский

МОСКВА

  • Зябкой ночью солдатской
  • В сорок первом году
  • Ехал я из-под Гжатска
  • На попутном борту.

  • Грохот фронта бессонный
  • Шёл как будто бы вслед.
  • Редко встречной колонны
  • Скрытный вспыхивал свет.

  • Тьма предместий вокзальных
  • И — Москва. И над ней
  • Горделивый, печальный
  • Блеск зенитных огней.

  • И просились простые
  • К ней из сердца слова:
  • «Мать родная, Россия,
  • Москва, Москва…»

  • В эти горькие ночи
  • Ты поистине мать,
  • Та, что детям не хочет
  • Всей беды показать;

  • Та, что жертвой безгласной
  • Не смирится с судьбой;
  • Та, что волею властной
  • Поведет за собой.

  • И вовек не склонится
  • Твоя голова,
  • Мать родная, столица,
  • Москва, Москва!..

  • Память трудной годины,
  • Память боли во мне.
  • Тряский кузов машины.
  • Ночь. Столица в огне.

  • И, как клятва, святые
  • В тесном горле слова:
  • «Мать родная, Россия,
  • Москва, Москва…»

  • …Ехал я под Берлином
  • В сорок пятом году.
  • Фронт катился на запад,
  • Спал и ел на ходу.

  • В шесть рядов магистралью
  • Не вмещает — узка!
  • Громыхаючи сталью,
  • Шли на запад войска.

  • Шла несметная сила,
  • Разрастаясь в пути,
  • И мосты наводила
  • По себе впереди.

  • Шла, исполнена гнева,
  • В тот, в решающий бой,
  • И гудящее небо,
  • Точно щит, над собой

  • Высоко проносила…
  • — Погляди, какова
  • Мать родная, Россия,
  • Москва, Москва!..

  • Память горя сурова,
  • Память славы жива.
  • Все вместит это слово:
  • «Москва! Москва!..»

  • Это имя столицы,
  • Как завет, повторим.
  • Расступились границы
  • Рубежи перед ним…

  • Стой, красуйся в зарницах
  • И огнях торжества,
  • Мать родная, столица,
  • Крепость мира — Москва!
  • 1947