САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Патриарх Кирилл о Валентине Распутине

Речь предстоятеля Русской православной церкви на отпевании Валентина Распутина в храме Христа Спасителя

Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости, www.ria.ru

История нашей русской литературы явила множество замечательных имен. Писателей, которые отличаются от большинства людей, пишущих художественные тексты, мы называем известными, популярными, выдающимися или великими. Последнее определение дается только тем писателям, которые оставляют особый след в истории литературы, в истории мысли и в духовной истории своего народа.

XX век, в том числе и в послереволюционный период нашей истории, отмечен именами писателей, о которых мы можем сказать - великие писатели. Их совсем не много, и еще нет общего мнения, кого отнести к «великим» окончательно. Но совершенно очевидно, что Валентин Григорьевич Распутин был одним из великих русских писателей XX века.

А каков же главный критерий обычно полагаем мы, люди, - и специалисты в области литературы, и широкая читательская публика, — определяя место писателя в этой неофициальной «табели о рангах»?

Подлинным критерием является время, которое отделяет значимое от менее значимого. С течением времени все становится как бы окончательно понятным, в том числе и величина того или иного писателя. Но некоторые из писателей уже при жизни становятся великими. И, наверное, самый главный критерий - те чувства, которое люди испытывают, и те мысли, которые у них возникают, когда они читают художественный текст. Литература называется художественной только тогда, когда она создает яркий художественный образ в сознании человека.

Она очень важна для формирования человеческой личности, потому что в отличие от других видов искусства — а литература в каком-то смысле тоже искусство — в создании образа участвует не только автор, но и читатель. Когда мы смотрим фильмы, или спектакли, или телевизионные постановки, — то в них образы уже созданы. Но читая тексты, мы создаем образ в своем сознании — яркий, убедительный, захватывающий, волнующий душу — и становимся соавторами. И чем сильнее образ, который мы создаем, тем значимее личность писателя, тем значительнее его вклад в литературу…

Но это эстетическая сторона художественного творчества. Но есть и другая существенная сторона. Ведь могут создаваться образы яркие, но разрушающие нравственную природу человека. И чем ярче, тем страшнее. Поэтому важна не только внешняя эстетическая сторона литературы, слова, образы, сравнения, но и содержание.

И вот здесь самым главным критерием в определении величия писателя является понимание того, что происходит в душе человека после прочтения художественного текста. Он становится лучше или хуже. Его душа поднимается к небу или распластывается над землей. Он возвышает свой дух или разрушает его, приближаясь к образу животного бытия.

Культура или то, что мы называем культурой, не случайно получила такое именно наименование. Ведь само слово связано с возделыванием, с культивацией. А возделывание для чего? Для того, чтобы произрастали добрые плоды. Злые плоды, тернии растут сами, для этого не нужно возделывать землю. Наоборот, обладая огромной жизненной, можно сказать, животной силой, они разрушают всякое плодоносящее древо и всякий плодоносящий злак.

Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, приближает человека к высшим ценностям, вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература (как и вся культура) перестает быть литературой (культурой), когда она возбуждают низменные страсти, разрушает нравственную природу человека. Тогда мы говорим, что это не культура — это псевдокультура или даже антикультура.

Еще одно слово имеет тот же самый корень, что и культура - культ, богослужение, в широком смысле, религиозная жизнь. У религии то же самое целеполагание — возвышать человеческую душу, поднимать ее над землей, открывать перед духовным взором человека перспективу вечности, помогать ему обрести такую стратегию жизни, которая уходит в эту вечность, преодолевая всяческие препятствия, произрастающие от нашего повседневного бытия. И в этом смысле между подлинной религией и подлинной культурой не может быть никаких противоречий. Потому что одно и то же целеполагание — возвышение человеческой личности.

А конфликты начинаются тогда, когда либо религия становится псевдорелигией и силой, работающей не на возвышение человеческой личности, а на обслуживание чьих-то интересов, политических, идеологических и прочих, либо тогда, когда культура перестает работать над возделыванием человеческой личности, но разрушает ее. Тогда возникают конфликты. И как ужасно, что иногда люди не понимают того, что происходит, - на стыке антикультуры и религии или подлинной культуры и антирелигии мы проходим через разного рода искушения и сегодня. И как важно, чтобы великие писатели, великие творцы культуры помогали всем людям — как тем, которые живут религиозной жизнью, так и тем, кому пока этого не дано, — видеть это подлинное целеполагание и, вдохновляясь творчеством великих писателей, идти по тому жизненному пути, который и приводит к целям, столь дорогим и существенным для великих творцов русского слова, для русских писателей.

Валентин Григорьевич Распутин стал великим при жизни, потому что все творчество его пронизано этим стремлением - помочь человеку обрести иное видение, поднять его над повседневностью. Хотя использовал он для этого такие простые жизненные образы и такие простые человеческие ситуации. Но ведь душа человека формируется не под влиянием каких-то отдельных чрезвычайных событий, а в повседневной жизни.

Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего Валентина в небесных Своих обителях, и да сотворит вечную молитвенную о нем память в наших сердцах.