САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Ленин и литература

В. И. Ульянов (Ленин) успел предельно внятно высказаться по многим вопросам. В том числе — и по литературным

Текст и фото: пресс-служба Президентской библиотеки (prlib.ru)

22 апреля исполняется 145 лет со дня рождения В. И. Ленина. В Год литературы Президентская библиотека подготовила материалы из своего фонда, которые рассказывают о взглядах Ленина на литературу, искусство и роль человека искусства в обществе.

Свободе выражения творческого человека и исследованию границ этой свободы посвящена статья В. Ленина в сборнике «Ленин о литературе», выпущенном издательством «Детгиз» в 1942 году. Автор обращается ко всем своим оппонентам, ратующим за абсолютную свободу литературного творчества. Позиция Ленина по этому вопросу выражена категорично и четко:

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Далее вождь мирового пролетариата поясняет свою мысль:

Мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие, В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах?

Луначарский деликатно писал, что у Ленина было очень мало времени пристально заниматься искусством, и высказываться о нем он не любил, но уважал русских классиков, реализм в литературе и живописи.

Ленин действительно высоко ценил русских классиков: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. О Толстом он писал:

В его наследии есть то, что не отошло в прошлое, но принадлежит будущему. Л. Толстой сумел поставить столько вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе.

Толстого Ленин выделял особо, считая его художником слова, которому нет равных в Европе. Его произведениям, их влиянию на русскую интеллигенцию того времени Ленин посвятил много статей: «Не начало ли поворота?», «Л. Н. Толстой», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Толстой и пролетарская борьба» и другие. В статье «Лев Толстой как зеркало мировой революции» Ленин пишет:

Л. Н. Толстой выступил как великий художник еще при крепостном праве. В ряде гениальных произведений, которые он дал в течение своей более чем полувекой литературной деятельности, он рисовал преимущественно старую, дореволюционную Россию, оставшуюся и после 1861 года, полукрепостническую.

Однако, несмотря на признание гениальности произведений Толстого, Ленин в то же время отмечал, что:

противоречия в произведениях, взглядах, учениях в школе Толстого - действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе.

Философов - представителей «либерально-буржуазного общества» - Ленин громил беспощадно. В фонде Президентской библиотеке есть статья «Еще один поход на демократию», в которой Ленин нападет на авторов и составителей знаменитых «Вех», а также сам уникальный сборник статей о русской интеллигенции.

В детгизовском сборнике «Ленин о литературе», помимо сложных многостраничных статей, собраны совсем короткие его высказывания или замечания о литературе и культуре в целом. Есть даже размышления о «чистоте русского языка». Например, вот такое:

Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты или недостатки или пробелы?

Конечно, когда человек, недавно научившийся читать вообще и особенно читать газеты, принимается усердно читать их, он невольно усваивает газетные обороты речи. Именно газетный язык у нас, однако, тоже начинает портиться. Если недавно научившемуся читать простительно употреблять, как новинку, иностранные слова, то литераторам простить этого нельзя.

Характерна также авторская ремарка к этой статье: «Размышления на досуге, т. е. при слушании речей на собраниях».