
Текст: Ольга Лапенкова
Конец августа – время, когда ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) традиционно публикует демоверсии экзаменов, – из года в год заставлял общественность понервничать. Потому что всякий раз хоть что-то да менялось. Иногда это было количество заданий или их последовательность, иногда – сама суть того или иного вопроса.
ОГЭ по русскому вплоть до, пожалуй, 2023-го года оставался «игрушечным» экзаменом, не сдать который было практически невозможно. Зато потом его усложнили раза в полтора. По всей видимости, это решение стало первым шагом на пути к другим изменениям, связанным со сдачей обязательных экзаменов.
(Напомним, что с 2025-го года в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области проходит эксперимент, в соответствии с которым для поступления в колледж достаточно сдать ОГЭ только по русскому и по математике, а вот чтобы перейти в 10-й класс, нужно выбрать ещё два предмета. И более того – не просто преодолеть порог, а заработать приличные баллы. Школы получили возможность самостоятельно определять нижнюю границу: даже если нынешний девятиклассник честно сдаст четыре предмета, но получит по ним тройки, в 10-й класс он может и не пройти.)
ЕГЭ по русскому «игрушечным» никогда не был, но всё равно только и делал, что усложнялся. Частный пример: в 2022-м году задание на знание орфоэпических норм выглядело так.
- «В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- 1)сверлИт
- 2)красИвее
- 3)занялА
- 4)начАв
- 5)грАжданство
- Ответ: ___________________________».
А в 2023-м всё стало совсем по-другому.
- «Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- 1)туфлЯ
- 2)понЯв
- 3)дОнельзя
- 4)корЫсть
- 5)Оптовый
- Ответ: ___________________________».
Очевидно, что в первом случае, где от ученика требовалось указать только один ответ, верную позицию можно было установить логически или даже угадать. Во втором же случае такая вероятность исключена: от школьника требуются всеобъемлющие знания орфоэпических норм. Кроме того, количество верных вариантов не указано. Так что, если ученик внесёт в бланк две правильные цифры из трёх, за такой труд он получит ноль баллов.
(Кстати, ответ на первое задание – «гражданство», на второе – 24.)
Случай с орфоэпией не единичный; но не будем увлекаться рассуждениями о том, что раньше трава была зеленее. Повторим одно: ЕГЭ поступательно усложнялся. Немудрено, что и в 2025/26 году преподаватели затаились в ожидании очередных сюрпризов.
И – о чудо! – опасения не оправдались. Ни ОГЭ, ни ЕГЭ не тронули. Во-об-ще.
Или, если изъясняться на бюрократическом, «изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют».
Кое-что поменялось только в системе оценивания заданий. Про это «кое-что» мы поговорим.
Изменения в системе оценивания ОГЭ по русскому языку
Оценивание сочинений 13.1, 13.2 и 13.3
ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей: это изложение, тестовая часть и сочинение. Для написания сочинения ученик должен выбрать одну из трёх тем (13.1, 13.2 или 13.3). Первая подразумевает рассуждение на «лингвистическую тему» (например, «Каковы функции многоточия в приведённом для анализа тексте?»), вторая и третья – на «тему, связанную с анализом текста». Чаще всего в задании 13.2 предлагается порассуждать, что значат определённые строки из исходного рассказа, а в задании 13.3 – взять за основу своего размышления какое-то общечеловеческое понятие (благодарность, героизм, любознательность, надежда и т.д.). И раскрыть значение понятия, опираясь, опять же, на содержание рассказа.
Раньше формулировки заданий 13.1, 13.2 и 13.3 отличались, а для каждой вариации предполагались собственные критерии оценивания.
Теперь задания звучат абсолютно одинаково – и оцениваются по единому лекалу.
Формулировка каждого задания, будь то 13.1, 13.2 или 13.3, звучит так:
- «Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
- Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
- Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
- Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
- Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
- Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
- Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».
Теперь для оценивания любого из трёх заданий предусмотрены следующие критерии:
- СК1 – «Наличие ответа на вопрос» (от 0 до 1 балла);
- СК2 – «Наличие примеров» (от 0 до 3 баллов);
- СК3 – «Логичность речи» (от 0 до 2 баллов);
- СК4 – «Композиционная стройность» (от 0 до 1 балла).
Максимальная оценка – 7 баллов.
Логические ошибки
Как мы помним, система выставления первичных баллов на ОГЭ непростая. Изложения и сочинения оцениваются по определённым критериям как независимо друг от друга, так и «скопом».
Говоря проще, за изложение как таковое ученик получает баллы по критериям ИК1 («Содержание изложения» – от 0 до 2 баллов), ИК2 («Сжатие исходного текста») и ИК3 («Логичность речи»). По каждому критерию может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Соответственно, максимальная оценка – 6 баллов.
За сочинение школьник получает баллы в соответствии с критериями СК1–СК4, которые мы уже перечисляли. Но этим оценивание не ограничивается. Затем изложение и сочинение вместе взятые «прогоняют» по критериям ГК1–ГК4 и ФК1:
- ГК1 – «Соблюдение орфографических норм» (от 0 до 3 баллов);
- ГК2 – «Соблюдение пунктуационных норм» (от 0 до 3 баллов);
- ГК3 – «Соблюдение грамматических норм» (от 0 до 3 баллов);
- ГК4 – «Соблюдение орфографических норм» (от 0 до 3 баллов);
- ФК1 – «Фактическая точность речи» (от 0 до 1 балла).
Максимальная оценка – 13 баллов.
Так вот, раньше 1 балл по критериям ИК3 и СК3 ставили, если ученик допустил не больше одной логической ошибки. Теперь можно позволить себе «одну-две».
Оценивание коротких сочинений
Составители экзаменационных вариантов и рекомендаций по оцениванию ученических работ не поддерживают мнение, что краткость – сестра таланта.
Раньше для слишком лаконичных работ (то есть для изложения и сочинения вместе взятых, содержавших менее 140 слов) существовал особый порядок оценивания.
Теперь «при оценивании грамотности и фактической точности речи исключён особый подход к оцениванию работ, суммарный объём которых составляет 100–139 слов»: за такие труды безо всяких раздумий ставят ноль баллов.
Что в итоге
Изменения в системе оценивания работ формата ОГЭ смело можно назвать формальными.
Унификация требований к сочинениям 13.1–13.3, пожалуй, пошла педагогическому процессу на пользу, но «выхлоп» от этого усовершенствования невелик.
То, что получить баллы по критериям ИК3 и СК3 стало немного легче, наверняка обрадует не одну сотню (или тысячу?) учеников, которым при ином раскладе могло не хватить одного балла до более высокой оценки, – но вряд ли ребята станут специально учитывать эти требования в ходе подготовки: предпочтут сосредоточиться на орфографии, грамматике и пунктуации.
А что касается слишком коротких работ (точнее, того, что их перестали проверять), это видится вполне справедливым. И опять же, нельзя сказать, что подобная проблема когда-то была жутко актуальной.
Максимальное количество первичных баллов осталось таким же, как и раньше, – 37. А каким образом эти баллы будут конвертироваться в оценки, мы по традиции узнаем только в тот момент, когда девятиклассники уже сдадут экзамены.
Изменения в системе оценивания ЕГЭ по русскому языку
Изменения, которые претерпела система оценивания ЕГЭ, во многом «рифмуются» с корректировками, внесёнными в ОГЭ. В 2025/26 учебном году учащиеся 11-х классов:
- получат ноль баллов за работу, содержащую слишком мало слов (допустимый минимум теперь – 150, более лаконичные тексты попросту не проверяются);
- заработают 1 балл по критерию К5 («Логичность речи»), если допустили «одну-две» логических ошибки, тогда как раньше дозволялась только одна.
Также «в формулировку задания 7 внесено изменение, связанное с расширением языкового материала задания (возможностью использовать все виды грамматических ошибок)». В демоверсии приведён следующий пример задания такого типа:
- «В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- 1)золочёные КУПОЛА
- 2)ПОЕЗЖАЙ вперёд
- 3)ЗАПЕЧАТЛИТЬ на картине
- 4)более СТРОГО
- 5)пара ПОЛОТЕНЕЦ
- Ответ: ___________________________».
Раньше типы грамматических ошибок, которые могли встретиться в этом задании, исчерпывались определённым количеством вариаций.
Теперь тип грамматической ошибки может быть каким угодно – крючкотворством больше никто не занимается.
Скажется ли эта перемена на учениках и на их методах подготовки? Можно сказать с уверенностью 99% – нет. (Кстати, правильный ответ на данное задание – «запечатлеть».)
Что в итоге
Поскольку составители КИМов и рекомендаций по оцениванию ученических работ в этом раз всех пожалели, учащиеся 9-х и 11-х классов при подготовке могут пользоваться материалами, выпущенными в прошлом учебном году. А это экономит деньги (не обязательно покупать новые книжицы) и время (актуальных пособий напечатано и выложено в Сеть сколько угодно, долго искать не придётся).
Что касается преподавателей, в этом году они избавлены от необходимости в очередной раз «перекраивать» свои наработки, и это тоже по-человечески приятно.
Конечно, кто-то наверняка возмутится отсутствием изменений, потому что – по мнению очень и очень многих чиновников и педагогов – ОГЭ и ЕГЭ не безупречны, их вполне можно усовершенствовать. Но, повторимся, в этом году экзамены хотя бы не усложнились, и уже это – большая радость для всех участников педагогического процесса.