САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Мы сводим людей и тексты»

«Чтение — это занятие, в котором нужно развиваться постоянно», — уверяет создательница клуба читателей «Книжный гид» Марта Райцес

Интервью: Альбина Гимранова/ГодЛитературы.РФ

Фото со страницы vk.com.

Стопка начатых книг с закладкой на двадцатой странице — давно уже примета времени. Мы читаем меньше, реже, а всё чаще — не читаем вовсе, предпочитая книгам интернет и телевизор.

Что делать, если книга из желанного отдыха и источника знаний стала «раздражающим фактором» и источником дискомфорта? Как снова начать читать и, главное, считывать все важные контексты? Профессиональный наставник по чтению Марта Райцес рассказала «Году Литературы» о своем проекте «Книжный гид» и о том, как сегодня можно заново привить любовь к чтению.

Вы позиционируете «Книжный гид» как организацию профессиональных наставников по чтению. Что это значит? Вы заново учите людей читать?

Марта Райцес: Мы популяризируем чтение и показываем людям, что на самом деле это не просто развивающее занятие. Это еще и исключительно интересно. Чтение — прекрасный вид досуга. Помимо этого мы формируем навыки, которые помогут человеку при чтении. Это навыки анализа текста, запоминания, методики скорочтения, способность рисовать интеллектуальные карты, ориентацию в историко-культурном контексте… Но даем все это не в назидательном ключе.

В какой момент вы поняли, что такой проект нужен? Что вас к этому подтолкнуло?

Марта Райцес: Мы с моей коллегой закончили журналистские факультеты в разных университетах. И там, и там программа сильно пересекается с программой филологического факультета. Это значит — очень много литературы. Литературы много, но при этом мало учащихся, которые успевают все нужные книги прочесть и каким-то образом осмыслить. Большая часть студентов из года в год просто сдает литературу, но не осваивает ее. И тогда мы поняли, что даже у людей, которые получают профессию, предполагающую тесное знакомство с литературой, этого самого знакомства не происходит. Ни в школе, ни в университете.

У меня есть замечательный преподаватель, мой книжный наставник — Любовь Васильевна Шибаева. Каждые полгода я езжу к ней. Еду 16 часов на поезде, чтобы спросить совета, что почитать и как улучшить свои навыки. И я подумала, что, наверное, такого человека не хватает многим. Только чтобы не пришлось ехать так далеко. Чтобы всегда можно было пообщаться по скайпу или посетить очные занятия в Москве. Так идея и родилась.

То есть вы нацелены на Москву?

Марта Райцес: Начинали в Москве. Изначально у нас были групповые занятия — сначала детские, позже и взрослые. Затем появился запрос на занятия по скайпу. Так удобней, поскольку Москва географически довольно протяженный город, и родителям, чьи дети посещают множество секций, неудобно возить ребенка из одной точки в другую.

К тому же есть ребята, которые на каникулах активно путешествуют с родителями и не хотят прерывать занятий. Есть взрослые ученики, работа которых предполагает командировки.

Сейчас у нас есть ученики не из Москвы, живущие в Ростове-на-Дону, в Туле, в Санкт-Петербурге. Как только появляются взрослые или дети, которые хотят с нами заниматься, мы находим способ общаться с ними. Так, год назад к нам обратились русскоязычные люди из Канады. Это отдельные семьи, которые хотят, чтобы дети не утратили навык чтения и общения на русском языке. И мы теперь международный проект.

Сколько вы уже существуете? И каковы успехи?

Марта Райцес: Мы существуем уже два года. Наша аудитория на сегодняшний день — примерно сто человек. Это и люди, которые занимались с нами очно или по скайпу, и те, кто прошел с нами квест.

Квест?

Марта Райцес: Да, это такая интересная форма обучения для начальной и средней школы. Раз в неделю ребенок получает письмо, а там — задания и какие-то интересные факты о книге. Он нам на это письмо отвечает, и завязывается переписка. Детей все это очень забавляет. Скажем, у нас был квест по Тому Сойеру, и все дети придумывали какие-то чудные пиратские имена, мы вместе пекли пироги, пересылали друг другу фотографии наших книжных путешествий. Есть дети, которые общаются с нами только в формате квестов. Это результативно. В месяц они читают две объемные книги и узнают много нового.

В одной из своих презентаций вы говорите, что применяете системный и комплексный подход к изучению литературы. Что это значит? Используете ли вы собственные разработки или зарубежные методики?

Марта Райцес: Изначально мы не собирались разрабатывать методику. Думали: наверняка в стране есть люди, которые смогут нам ее предложить. А мы ее немного отредактируем и станем использовать. И поначалу мы рассчитывали, что этими группами займутся преподаватели известных вузов Москвы, педагоги с хорошей репутацией. Но оказалось, что преподаватели высочайшего уровня не могли отойти от привычной для них формы работы, а именно лекций, когда человек полтора часа вещает, и, если ты понял — молодец, а не понял — это уже твои проблемы.

Нам нужны были преподаватели другого формата. Те, кто способен вести диалог, а не только начитывать материал. Те, кто находит больше связей между книгами и современными событиями. Преподаватели, которые активно используют аудио- и видеоматериалы, и так далее. По этой причине нам пришлось практически самостоятельно разрабатывать методику.

Естественно, есть книги, которые мы прочли и используем в своей работе. Но в любом случае к некоторым вещам мы вынуждены приходить опытным путем. У нас есть специальные группы, на которых мы тестируем нововведения в программу и оцениваем результативность. Например, перед тем как запустить платный лекторий по скорочтению, мы смотрели, получилось ли у нас увеличить скорость чтения первых ее слушателей. Если курс успешен — только тогда он попадает в программу.

Расскажите о программах для взрослых. Они рассчитаны на длительное обучение — до 6-12 месяцев. Что за люди к вам приходят? Все-таки в солидном возрасте тяжело признать, что тебя где-то недоучили.

Марта Райцес: Да, взрослым сложнее признавать некомпетентность. Но в «Книжном гиде» вообще нет того снобизма институтов, который обычно отталкивает. И когда человек к нам обращается, ему даже нет необходимости признаваться в том, что он чего-то не читал и чего-то не делал. Мы не возмущаемся: «Да ладно, как ты дожил до тридцати пяти лет, а этого не читал!»

К нашему удивлению, чаще приходит менеджмент среднего и управляющего звена — то есть люди с лимитом свободного времени. Они даже просят сократить наши лекции до часа. При этом они ответственно подходят ко всем нашим занятиям. Доходит до того, что я проверяю почту и с огромной радостью вижу конспекты, присланные заранее — за три-четыре дня до нашей встречи. И читают они в том темпе, который задает им «Книжный гид».

К нам приходят разные люди. Есть и студенты, которые видят себя будущими писателями. И они понимают, что им необходимо освоить культовые тексты в сжатые сроки. Приходят мамы, которые записали к нам своих детей, а потом оказалось, что их ребенок стал знать много интересного, и мамы хотят поддерживать с ним диалог.

Книжный гид — это только образовательный проект? Или это скорее клуб по интересам?

Марта Райцес: Каждый месяц мы проводим коллективную встречу. Ходим или в музей писателя, в кино на экранизацию, на литературный фестиваль. Помимо этого мы активно общаемся со всеми участниками «Книжного гида» в социальных сетях. Чаще всего люди, которые уже прошли курс, остаются с нами.

Чтобы прокачать какие-то отдельные навыки, иногда достаточно и месяца. У нас же есть люди, которые читают с нами уже два года. И планируют дальше читать. Все оттого, что чтение — это занятие, в котором нужно развиваться постоянно.

Как понять, что человек освоил программу и наработал навыки? В вузах все просто — есть зачеты, есть экзамены. А как у вас? Тестируете ли вы людей? У вас есть какие-то экзамены?

Марта Райцес: Мы строились не по принципу школы и института. Эти заведения пугают. В жизни человека и так слишком много экзаменов. Мы же скорее образовательный клуб, то есть сообщество умных людей, которым интересно говорить друг с другом о книгах, которым важно самосовершенствоваться. Поэтому экзамены человек держит сам перед собой. Более того, я даже не могу представить, чтобы мы занимались такими вещами, как изложение и тестирование. Это скучно.

Для каждого вы подбираете индивидуальную программу. Как именно? С какими книгами вы работаете?

Марта Райцес: Прежде всего — с художественной литературой, но при этом мы можем подсказать человеку и нон-фикшн.

Мы сводим людей и тексты. Нам важно выработать эмоциональную читательскую привязанность и компетентность. Для нас важно, чтобы человек получал удовольствие от общения с нами и с книгой. И одна из наших задач — найти такую книгу, после которой человек скажет: «Да, эти 200-300 страниц я провел с радостью, я был счастлив, пока все это читал». Только когда человек находит такую свою книгу, только тогда начинается подлинная любовь к чтению. И мы ему в этом помогаем.

Сайт по теме:

"Книжный гид"