САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Нескромная любовь

Есенин, Мариенгоф, Луговской, Васильев, Корнилов… Прилепин. Зачем современный прозаик выпустил под своим именем антологию пяти русских поэтов XX века?

Текст: Павел Басинский/РГ

Совместный проект издательства «Молодая гвардия» и писателя Захара Прилепина – библиотека русской поэзии ХХ века, 2015/gvardiya.ru

Антологий нынче выходит много. Не могу сказать, что на них мода (а на что сейчас мода в литературе?), но почему-то их выходит много. Если посчитать все антологии, вышедшие за последние лет десять, не хватит пальцев на руках и на ногах.

Только что вышла одна из самых странных антологий из всех, какие мне приходилось держать в руках. «Библиотека Захара Прилепина. Поэты ХХ века». Совместный проект издательства «Молодая гвардия» и писателя, говорить о котором можно очень долго, а можно ничего не говорить, настолько он известен. Первый выпуск: пять поэтов в одной коробке. Пять изящных книжек в красно-черном исполнении. Сергей Есенин, Павел Васильев, Борис Корнилов, Владимир Луговской и Анатолий Мариенгоф.

Принцип составления: это любимые поэты Захара Прилепина. Нет, лучше сказать так: это те из любимых поэтов Захара Прилепина, на которых он хотел бы обратить внимание в первую очередь.

Захар Прилепин сделал, кажется, все для того, чтобы его осудили за нескромность, заклеймили как «самопиарщика» и за это невзлюбили. Если завтра он спасет тонущего ребенка, в искренность его поступка не поверят. Решат, что это рекламный ход. Скажут: плохо придумал, скучно, не творчески!

Вот и у меня первое впечатление от «внешности» антологии было скорее отрицательным. Нехорошо, нескромно! Пять русских поэтов упрятаны в коробку, на которой, как вы уже догадались, фото Захара Прилепина.

Симпатяга!

Но при чем тут Владимир Луговской?

Но потом я подумал: а что было бы скромно? Не издавать Владимира Луговского? Его и не издают. «В последующую после обвала страны без малого четверть века вышла всего одна книга поэта Владимира Луговского тиражом полторы тысячи экземпляров», - пишет Захар Прилепин в предисловии к своему Луговскому.

Просто переиздать Владимира Луговского? Переиздавайте. Но только где эти энтузиасты-составители? А главное, где эти издатели? А если быть уж совсем откровенным, где эти читатели?

Прилепин поступил нескромно и даже с канонической точки зрения «некультурно». «Культурно» - это издавать в серии «Литературные памятники» «Вечерние огни» Афанасия Фета с послесловием Д.Д. Благого, которое занимает около 150 страниц, и столько же занимают «Примечания». У меня есть такая книга, выпущенная издательством «Наука» в 1979 году. Второе издание. Тираж 100 000 экземпляров. Сто тысяч прописью, если кто-то не поверил и решил, что я ошибся с нулями.

Сейчас я сам внутренне недоумеваю: каким образом советская власть и коммунистическая идеология мотивировала второе издание книги стихов поэта XIX столетия с ярко выраженными консервативными взглядами и откровенно «крепостническими» настроениями тиражом 100 000 экземпляров? Боюсь, что на этот вопрос так много ответов, что мы в них просто запутаемся. Но у меня нет ни малейших сомнений в том, что у современной идеологии, если можно говорить о таковой, нет ни одной мотивации, чтобы издать советского поэта Владимира Луговского тиражом хотя бы 100 экземпляров. А это, поверьте, очень хороший поэт. Повлиявший на Бродского, может быть, косвенно, но повлиявший. Оказавший очень сильное влияние на Бориса Рыжего, в чем тот не раз признавался.

Как быть с Анатолием Мариенгофом, о котором знают, что это был друг Есенина (но какой-то очень сомнительный друг, чуть ли не враг, портивший нашего чистого национального поэта), и больше, по сути, не знают ничего? Прилепин в своем предисловии утверждает, что влияние Мариенгофа на Есенина было громадным, что «при помощи Мариенгофа... Есенин нашел свой новый стиль, стал новатором... и уже с этой ступеньки шагнул в национальные гении».

О самом

3-31082015

а уже в самых ранних, самых первых, что это означает? Что он, прости господи, был трепло? Обещал уйти и оставался? Что он не отвечал за базар?» И выстраивает сборник в обратном порядке от поздних стихотворений к ранним стихам. И, знаете, это действительно какое-то убийственное доказательство самоубийства Есенина.

О Павле Васильеве, расстрелянном в 1937 году, Прилепин начинает предисловие так: «Если совсем грубо, да простит он нас, гений и князь русской поэзии, но если начистоту: трепло. Только так и можно определить характер его, зная его выходки - даже не дурацкие, а дурные». Оправдывает Горького, которого только ленивый не осудил за его слова, написанные о Васильеве («от хулиганства до фашизма расстояние меньше комариного носа»), после которых его якобы и расстреляли. И в своей прилепинской манере опять наезжает на либералов, которые критикуют Горького фарисейски.

Очень странная антология! Я уверен, что многие ее осудят и скажут: опять Захар Прилепин себя, любимого, рекламирует!

Но одно: как же он любит этих поэтов! До страсти, до нервной какой-то судороги, до смешной, да-да, порой смешной, но и трогательной попытки перевоплощения в них, до держания личного ответа за их «базар» и какого-то детского восхищения перед самыми глупыми и нелепыми их поступками.

И правда, стихи после этого читаются по-иному. Не как просто стихи. Как оправдание, что ли...

«Есенин ответил за всех». «Кто, как не поэт, оправдает наше суровое прошлое?» (О Луговском) «У Мариенгофа при всем его иронизме восприятие трагическое, и его трагедия эпоха, в которой он жил и за которую отвечал».

Кто за нас ответит?

Оригинал статьи — «Российская газета», 30.08.2015

Ссылки по теме:

Обитель особого назначения, - ГодЛитературы.РФ, 27.05.2015

Захар Прилепин зовет в Новый Иерусалим - ГодЛитературы.РФ, 17.07.2015

Захар Прилепин и другие 27 июня на главной сцене - ГодЛитературы.РФ, 26.06.2015

В Сокольниках выступят Вербер и Прилепин - ГодЛитературы.РФ, 08.06.2015

Прилепин: «Началось всё с Гребенщикова» - ГодЛитературы.РФ, 27.04.2015

Прилепин «серьезно поговорит» с Отрошенко - ГодЛитературы.РФ, 17.03.2015

Прилепин представит «Санькю» в Гаване - ГодЛитературы.РФ, 16.02.2015

Две Галины, или Есенин на Соловках - ГодЛитературы.РФ, 07.07.2015