Текст: Наталья Решетникова/РГ, Новосибирск
Фото: Татьяна Кравченко
На встречу, по оценке организаторов, собралось свыше 250 человек, молодые и пожилые. Причем некоторые представители старшего поколения не скрывали, что не знакомы с творчеством Прилепина, но это не помешало им участвовать в дискуссии. В течение двух часов вопросы сыпались самые разные. Новосибирцы интересовались мнением писателя на такие темы, как предстоящие региональные выборы, ситуация на Донбассе, деструктивные политические технологии, идеи о федерализации Сибири и Урала. И все же больше вопросов было о творчестве, о взглядах писателя на исторические события.
Один из организаторов мероприятия, доктор политических наук Георгий Филимонов задал первый вопрос, который коснулся разности менталитетов в российских регионах и московского восприятия жизни. Захар Прилепин отвечал так:
— Я не могу говорить о менталитете москвичей. Я не москвич, родился в Рязанской области, живу в Нижегородской. Полгода провожу в деревне, полгода — выезжаю и перемещаюсь по России и ближнему и дальнему зарубежью. Поэтому я не специалист Москвы, я проезжий, приезжий. С одной стороны, там колоссальное количество людей, думающих о судьбах родины. Много умных и талантливых моих знакомых живут в Москве. С другой — огромное количество публики, действия которых я не могу объяснить.
Поделюсь своей иллюзией, которая мне важна. Я объехал много стран Европы. Россия, мне кажется уникальной вот в чем. Людей из Архангельска можно переместить во Владивосток, и это будет один тип людей, одна понятийная система, миропонимание базовых ценностей. И этим мы радикально отличаемся от европейских городов. Возьмите два соседних города в Италии - их жители могут люто ненавидеть друг друга. В этом смысле Россия, возможно, на мой ошибочный взгляд, являет собой уникум. А то, что в Москве такая ситуация сложилась, это беда не москвичей, а столицы. Все едут в столицу — и фрики, и замечательные люди, - заявил Прилепин.
Продолжая эту тему, он привел пример из истории Крымской войны XIX века. Тогда санкт-петербургское общество радикально и болезненно воспринимало все происходящее с Россией. В связи с этим появилась фраза: «Мне стыдно, что я русский». Москва же, напротив, была более консервативной, более патриотичной.
— Сегодня все изменилось: в Москве одно, а в Питере, скажем, в издательском кругу — консерваторы. Мне Евгений Водолазкин, автор романа «Лавр», говорит: «Да нет никаких проблем, есть западники, но они на обочине процесса», — рассуждает Прилепин.
— Захар, я хочу признаться вам в любви. Страстно вступаюсь за вас от троллей. И ценю ваше отношение к детям. Спасибо, что некоторое время назад вы сказали, что наше национальное достояние — это дети, — обратился к писателю один из участников встречи.
— Необходимо найти применение нашим детям, - ответил тот. - Если ребята в возрасте от 10 до 17 лет найдут здесь занятие, будут обучены, они придумают нам все технологии. В России отличные заделы.
Еще один читатель поблагодарил писателя за гуманитарную помощь, которую тот оказывает жителям Донбасса. Заодно поинтересовался, а не планирует ли Прилепин написать об этом роман?
— Писать про Донбасс пока не берусь. Морального права не имею — еще надо поездить, пожить, поесть, поработать, — ответил Захар.
Он недавно закончил работать над книгами из серии «Жизнь замечательных людей». В поле его исследования попали жизнь и творчество советских поэтов. В их числе — Борис Корнилов, Владимир Луговской и Анатолий Мариенгоф. Параллельно изучал историю Павла Васильева, которому приходилось бывать в Омске, проезжать Новосибирск. По словам Прилепина, он «ничего не обеляет, не оправдывает, описывает, какие зверства тогда происходили».
СВОБОДА НЕ В ПРИОРИТЕТЕ
— Здесь прозвучал вопрос о моем понимании свободы. Так вот, в моей личностной и нравственной иерархии понятие свободы занимает далекое место. Уж точно оно не в пятерке и даже не десятке. Личная моя свобода и даже творческая свобода не является для меня приоритетом. Есть другие вещи, например, связанные с состоянием моей страны, с ее детьми, будущим, — прокомментировал писатель. — Если шире взглянуть на эту тему, то, на мой взгляд, Россия — это абсолютно свободная страна, в которой каждый имеет право на свою точку зрения. А почувствовать настоящую несвободу можно и в США, и в Европе, где множество табуированных тем. Как-то в США ко мне подошел старый еврейский эмигрант из Советского Союза. В это время я рассказывал об акциях, посвященных защите культурных ценностей российских городов. Старик сказал мне, что если бы мы все эти акции попытались провести в США, то уже давно бы получили тюремный срок в 25 лет. В Германии организаторы встречи с читателями попросили меня не называть имя одного немецкого писателя, к которому у общества неоднозначное отношение. Я не могу себе такого представить в России. На полках в книжных магазинах стоят книги писателей разных взглядов.
Оживленный интерес вызвал вопрос про кино.
— Я не специалист в сфере кинематографа. Смотрю всех, среди режиссеров есть мои товарищи. Как мне кажется, с экранов исчезло большое эпическое, я бы даже сказал, идеологическое высказывание. Не в политическом смысле. Исчезло ощущение большого осмысления ситуации, в том числе созидательное. Пропали большие картины времени. Это так же, как сейчас поэт рассказывает про маленькую тоску. А вы вспомните: поэт в России смотрел на тысячу лет вперед, — считает Прилепин.
При этом он не прочь, чтобы его произведения, в том числе повести и рассказы, экранизировали. Это ведь еще и средство заработка. Не без смеха Прилепин рассказал, как несколько раз продавал авторские права на экранизацию романа «Санькя», а они к нему возвращались: как только режиссеры приступали к съемкам, ситуация в стране менялась так, что фильм мог бы быть не понят.
— Сейчас права опять ко мне перешли. Никому не надо? Так-то проданы права почти на все. Леша Учитель снял по «Восьмерке». Это про девяностые годы - про них все что угодно можно говорить и снимать. Сейчас выкуплены права на «Обитель». Уже даже приступили к кастингу актеров… Мне звонил Сергей Гармаш, говорил, что готов кого угодно сыграть в «Обители». Галина Волчек по этому произведению планирует спектакль поставить, — поделился Прилепин.
ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Вопрос, как Захар стал музыкантом, казалось, пришелся ему по вкусу.
Его папа из крестьянского рода, из Липецкой области. Когда ему было лет семь-восемь, он попросил у своей мамы баян. Семья была многодетной, и, конечно, о таких глупостях никто не думал. Но мама продала 250 яиц и на эти деньги купила сыну баян.
— Отец учился в курятнике играть. Потом была гитара. Вот и у меня всегда в рязанской деревне - гитара, баян… Потом были Дольский, Высоцкий, Окуджава и все, что слушали 14–15-летние подростки моего поколения. Тогда хотелось быть музыкантом. У меня были длинные волосы, серьга в ухе. Но жизнь повела по другим маршрутам. Пять лет я отработал в ОМОНе, потом стал заниматься литературой. А когда достиг определенных успехов, вспомнил, что была другая мечта. А, как говорится, мечты должны сбываться. И вот я нашел своих старых волосатых друзей. Прямо как у Дюма, 20 лет спустя! Они, в отличие от меня, все стали известными музыкантами — пишут музыку для сериалов, фильмов, для групп. Мы попели, записали песни. А потом я набрался храбрости и отправил записи людям, чьи плакаты у меня висели в 89-м году на стене. Представляете! Наши песни получили Константин Кинчев из «Алисы», Дмитрий Ревякин из «Калинова моста», Александр Ф. Скляр. И все согласились со мной попеть. Это было для меня настоящим шоком. С тем же успехом я бы мог направить предложение Полу Маккартни, Мику Джаггеру. Все эти люди равнозначно для меня небожители. Мы записали совместные песни. Готовим выступления. Я по-другому стал к себе относиться. Оказывается, можно чего-то захотеть, и оно вдруг к тебе придет.
Ссылки по теме:
Нескромная любовь — ГодЛитературы.РФ, 31.08.2015
Две Галины, или Есенин на Соловках — ГодЛитературы.РФ, 07.07.2015
Обитель особого назначения — ГодЛитературы.РФ, 27.05.2015
Прилепин: «Началось всё с Гребенщикова» — ГодЛитературы.РФ, 27.04.2015
Блог-пост Захара Прилепина — ГодЛитературы.РФ, 19.03.2015
«Большая книга» Захара Прилепина — ГодЛитературы.РФ, 10.01.2015