САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Кроних: «Журналы следят за чистотой рядов»

В журнале «Сибирские огни» вышел роман новосибирца Григория Крониха «по мотивам работы в мэрии». ГодЛитературы.РФ узнал, какие еще темы интересны издателям

Текст и фото: Наталья Решетникова/РГ, Новосибирск

Григорий Андреевич, как родилась идея романа «Церковь служащих»? 

Григорий Кроних: Я полтора года работал в пресс-центре мэрии Новосибирска. То, что я там наблюдал, та деятельность, которая протекала рядом со мной, в которой я участвовал, мне как журналисту временами казалась немного странноватой. Чиновники даже общаются по-другому. Таких наблюдений накопилось немало, и они сложились в определенную картину. Я бы хотел сразу оговориться: я написал художественное произведение, а не журналистскую статью, расследование. Это мой взгляд, приближенный к жизни чиновников. Поэтому, как принято говорить в таких случаях: все совпадения случайны и не имеют отношения к конкретным людям или событиям.

Как известно, у мэрии есть свое издание «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска». Собственно, события в романе начинают разворачиваться с работы над сборником нормативных актов. Герои пытаются согласовать документы, позволяющие издавать такой «бюллетень», а параллельно идет предвыборная кампания мэра. На согласование двух-трех страниц документов уходит полгода, а когда первый сборник отдают в печать, оказывается, что конкурс на издание выиграла… религиозная секта. Вот вы скажете, что это бред. На самом деле, в действительности так и было - в помещении типографии проходили какие-то молитвенные собрания.

Главные герои произведения - начальник пресс-центра мэрии Елизавета Жнач, у которой тайный роман с руководителем департамента земельных отношений. Личная коллизия происходит на фоне общеполитической борьбы, в которую вступили нынешний и бывший мэр города. Для Елизаветы на чашах весов - деньги и любовь. Что перевесит? Извечный вопрос. Свой выбор должен сделать каждый из героев.

К какому жанру вы отнесете свой роман? 

Григорий Кроних: Смесь легкой сатиры с фантасмагорией. Клерки в мэрии не понимают, зачем они выполняют то или иное поручение, а жить без цели тяжело. Тогда бывший мэр придумывает для них Церковь служащих, объясняя своим адептам: «Высший смысл точно есть, но он вам не доступен. Надо просто делать».

А в мэрии уже ознакомились с «материалом»? Отзывы есть?

Григорий Кроних: Несколько бывших коллег, узнав о романе, быстро его прочитали. Звонили или при встрече говорили: «Это ты слишком смело написал, а тут слишком преувеличил, а тот-то на себя не похож». Но у меня и нет прототипов, я не стремился кого-то разоблачить. В целом нормальная реакция.

Легко ли сегодня напечатать свое произведение в литературном журнале, выпустить книгу?

Григорий Кроних: В советское время за публикации в журнале платили гонорар, существовал жесткий отбор произведений. Отбор остался, а гонорар - нет. Но журналы стараются следить «за чистотой рядов», сохраняют определенный уровень качества.

С издательствами иначе. Они заинтересованы в тематических сериях: детектив, фантастика, женский роман и так далее. Если хочешь попасть в обойму, нужно писать в рамках жанра. Могут еще и инструкцию дать. Меня в одном издательстве редактор учил «на детективщика»: побольше крови, одна-две эротические сцены (не больше - детектив все-таки) и никакой мистики - ее главный не любит. Если научишься писать в формате и быстро, то, может, и заработаешь на хлеб с маслом. Издательства - это фабрики, им нужны объемы в четко назначенный срок.

Еще одно слагаемое успеха - переступить порог издательства в нужное время. Вы думаете до Сергея Минаева с его «Духless» никто на эту тему не писал? А выстрелил именно он. И кто бы сейчас стал на одном дыхании читать «Интердевочку» Владимира Кунина? А в конце 80-х повесть стала хитом.

В «Сибирских огнях» у вас выходил роман на историческую тему. Как появилась идея свести в одном тексте Александра Пушкина и Фаддея Булгарина?

Григорий Кроних: Вообще, меня заинтересовала фигура последнего. Все из школьных учебников знают о неприязни друг к другу этих двух людей. У Пушкина немало эпиграмм на Булгарина. Идея состояла в том, чтобы написать о дружбе поэта с издателем, не искажая исторической фактуры. Мой роман заканчивается на этих самых эпиграммах, а дружба оборвалась из-за женщины, конечно. Реально моих героев многое связывало, до определенного момента они относились друг к другу уважительно. Есть письма, об этом свидетельствующие. Текст основан на исторически точных фактах, они встречаются там и тогда, когда это могло произойти. Пушкин любил путешествовать, мне пришлось вписываться в этот график.

В нашем восприятии личность Фаддея Венедиктовича Булгарина слишком упрощена. А ведь это был человек образованный, талантливый, интересный. Булгарин очень многого привнес в российскую журналистику и литературу. Он первым начал писать газетные очерки, вторым, после Загоскина, выпустил исторический роман. Вершиной литературной карьеры Булгарина стал авантюрный роман «Иван Выжигин» (Санкт-Петербург, 1829). Первый в России бестселлер, предшественник «Мертвых душ» и «Двенадцати стульев».

Я-то думал, что за роман о Пушкине (который «наше все»), да приправленный Булгариным, издательства обязательно схватятся. Но из сотни издателей романом заинтересовался один. Это был Михаил Каминский. Он подготовил книгу к выпуску, но для реализации проекта ему был нужен партнер - крупное издательство, а его он не нашел. К сожалению, я не знаю секрет успеха, иначе бы его реализовал.

Ссылки по теме:

Что читает русский мир? — ГодЛитературы.РФ, 03.11.2015

«Никакого кризиса толстых журналов нет» — ГодЛитературы.РФ, 09.07.2015