Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: gogolcenter.com
Текст пьесы смонтирован Валерием Печейкиным почти исключительно по дневникам Кафки, а также по переписке писателя с одной из двух невест, Фелицией Бауэр, и по воспоминаниям его близких друзей - в первую очередь его душеприказчика Макса Брода и первого биографа Отто Пика.
Но при этом работающие рука об руку драматург и режиссёр не ставили задачей последовательно рассказать историю жизни Кафки, а скорее воспроизвести его внутреннее ego - которoe они воспринимают мечущимся между скукой и пошлостью окружающей его буржуазной Праги и предчувствием страшных потрясений XX века. Или, иными словами, воплотить сценическими средствами само понятие «кафкианский мир». Поэтому сексуальные неврозы перетекают на сцене в семейное изгойство, творческий порыв - в иссушающую скуку офисной службы, причудливые персонажи, порожденные фантазией писателя, - в его заурядных до оторопи приятелей и сослуживцев. А буржуазный быт Австро-Венгрии начала века прорастает еврейской атрибутикой, к которой Кафка, как известно, относился довольно сдержано.
Сам характер этого воспроизводимого кафкианского мира определил и эстетику спектакля, - распадающегося на фрагменты, абсурдистского, тягучего - он длится более трех с половиной часов (с одним антрактом). И при этом полного режиссёрских находок и разнообразных ухищрений: «театр в театре», живая музыка на сцене, видеокамера, транслирующая крупные планы с переднего плана на задник, пантомима и эффектная (хотя и вполне целомудренная) «обнажёнка».
А в конце зрителей ждет сюрприз буквально под собственным стулом.
Остаётся добавить, что "Гоголь-центру" не впервой обращаться к классической литературе: в его репертуаре - такие недавно поставленные спектакли, как «Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души», «Обыкновенная история», «Митина любовь», "Охота на Снарка" и другие.
Страница спектакля на сайте "Гоголь-центра"