Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
В Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина открыта выставка Анатолия Френкеля «Слово. Образ. Ассоциации», созданная по мотивам и образам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Здесь двенадцать большеформатных графических листов. В своеобразной портретной галерее персонажей предстали Маргарита, Воланд, Иешуа, Пилат, Каифа, Левий Матвей, Азазелло — все изображены в буквальном смысле слова черными красками, в мрачных тонах. Примечательно, что представлены, в основном, действующие лица ершалаимских глав романа либо мифологические гости из иной реальности; из московских глав, близких реалиями современному читателю, лишь Маргарита. Созданные в одном масштабе, персонажи будто подходят с той стороны бумаги, упрутся в лист — упругую границу миров и, оставив зрителю на память отпечатавшийся лик, отступят прочь…
Есть также два своеобразных пейзажа — ночной Москвы, увиденной будто глазами Маргариты, летевшей на метле, и сумеречного Иерусалима, тоже нарисованного, не иначе, с той же высоты, с какой тьма накрыла ненавистный прокуратору город. Довершает экспозицию узнаваемый стилизованный портрет самого писателя, воспроизведенный с исторического фото, но и Булгакова художник будто просветил рентгеном.
Перед нами, конечно, интерпретации, а не иллюстрации. Некоторые листы создавались сразу как портрет персонажа, другие, напротив, выходили из-под руки мастера сами собой, без конкретного заданного образа, а кто в итоге это оказался, подписали по завершении. Так получилось, например, несколько Пилатов. И лучшим из них причастная к делу искусствовед посчитала тот, что создан как раз непреднамеренно.
— В каждый момент времени надо быть в начале пути, держаться внутреннего, а не внешнего, - подтверждает Анатолий Френкель свое творческое кредо. - Действовать непреднамеренно и не идти на поводу у привычки.
Абстрактное искусство, в котором он работает, представляется наиболее адекватным для выражения смыслов, не прописанных в романе буквально.
По традиции литературно-художественных выставок в пермской Пушкинке, экспонаты сопровождаются цитатами из произведения; это предложение зрителю/читателю сравнить свои впечатления с чувствами, владевшими рисовальщиком, и намек ему по приходу домой первым делом взять в руки книгу.
Весной 2015 в одной пермской галерее, устроившей сегодня и эту «персоналку» Френкеля на площадях библиотеки, проходила выставка группы художников, посвященная тому же роману, - Анатолий Александрович был тогда одним из ее участников. После нее он сказал, что вряд ли будет продолжать ту же линию образов. И, однако, полтора года спустя на предложение устроить очередной персональный вернисаж в Пушкинке сам предложил тему «Мастера и Маргариты».
В итоге получилось эффектное совпадение: ведь в мае 2016 года миновало 125 лет со дня рождения Булгакова, а в ноябре исполнится 50 лет публикации его самого знаменитого романа.
— Можно сказать, эта выставка о том, как не «отпускает» от себя булгаковское творение, опять и опять притягивая к себе и пробуждая всё новые ассоциации, - указывает искусствовед Ольга Старцева. - В первую очередь, внимательный читатель задастся вопросом, почему именно эти ассоциации вызывают персонажи у художника? Следом возникает вопрос к самому себе: «А как у меня?»
Выставка продлится до 27 ноября. Вход свободный.
Ссылки по теме:
Золотовицкий откроет «Мастера и Маргариту»
«Мастер и Маргарита. Я там был»: первые итоги