Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Как попасть в переплет

Любой желающий может телепортироваться в мир романа «Мастер и Маргарита»

Текст: Наталья Соколова/РГ

соколоваУ поклонников знаменитого романа Михаила Булгакова появилась возможность окунуться в мистическую атмосферу книги: Google и Киноконцерн «Мосфильм» запустили проект «Мастер и Маргарита: Я там был». Он позволит не только


прочитать отрывок из романа в прямом эфире на YouTube, но и переместиться в мир героев книги,


который оживет с помощью современных технологий. Проект приурочен к 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова и 50-летию первого издания романа.

На фоне зеленого экрана

«Живые» чтения романа пройдут 11 и 12 ноября в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке, а также в Тель-Авиве. Участвовать в них может любой, не обязательно быть профессиональным актером, сайт проекта доступен школьникам, студентам, учителям, врачам, чиновникам… Главное — пройти кастинг. Отбором чтецов займется команда режиссера и обладателя самой престижной российской театральной премии «Золотая маска» Наталии Анастасьевой, которая уже третий год подряд работает над онлайн-чтениями вместе с Google. Кстати,


звезд для участия в проекте тоже пригласят.


В их числе — известные актеры, режиссеры, спортсмены, политики. Чтецов будет не менее 500 человек.

В отличие от предыдущих онлайн-чтений «Каренина. Живое издание» и «Чехов жив» чтецы «Мастера и Маргариты» с помощью современных технологий будут виртуально перемещены в пространство романа. Съемки чтений пройдут в специальном павильоне «Мосфильм» под названием хромакей (в нем установлен зеленый экран, на который при помощи компьютерной графики накладывают необходимый фон), а для эффекта присутствия будет использоваться онлайн-трансляция в формате 360 .


Трансляция позволит детально рассмотреть все, что будет происходить вокруг чтеца:


к примеру, на своем смартфоне или планшете можно будет поменять угол обзора, прикоснувшись к экрану или передвигая устройство в пространстве, то же самое можно будет сделать на компьютере с помощью обычной мыши.

За художественное воплощение идеи взялся режиссер и продюсер Андрей Болтенко: в его биографии немало грандиозных проектов — от московского «Евровидения» до церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Инструкция к применению

Чтобы стать одним из чтецов, заходим на официальный сайт проекта g.co/MasteriMargarita. На первой же странице программа предлагает: «Пообщайся с персонажами из книги «Мастер и Маргарита» в чате и узнай, в какое место из романа ты попадешь». Жмем кнопку «Начать чат». На экране появляется диалог:


«Кот Бегемот зашел в чат», «Коровьев присоединился к чату».


Все, как во время бесед в обычных чатах с абонентами из телефонной книги вашего смартфона. Будьте готовы, что герои будут задавать парадоксальные вопросы.

Коровьев: Прошу! Без всякого стеснения и церемоний! Согласны ли вы с тем, что кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится?
Ответить нужно «Да» или «Нет». Отвечаем: «Да».
Кот: Я в восхищении! Если к чужому прикоснетесь, лапы отсохнут? Снова нужно дать краткий ответ.
Отвечаем: «Нет».
Коровьев: Ну, почем знать, почем знать. Председатель вашего жилтоварищества спекулирует валютой. Считаете ли вы своим долгом сообщить об этом куда следует?
Отвечаем: «Нет».
Коровьев: Поздравляю вас, гражданин, соврамши! Вы весьма умны и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин. Не так ли?
Отвечаем: «Да».
Коровьев: Кончено! Прошу за мной.

Мы попадаем на Патрики, где на трамвайных путях лежит Берлиоз с отрубленной головой. Программа предлагает отрывок для чтения, который нужно прочитать на камеру в любое удобное время, и форму для отправки видеозаявки на кастинг.

«Мастер и Маргарита» не первые живые массовые онлайн-чтения русской классики. 3-4 октября 2014 года прошел международный онлайн-марафон «Каренина. Живое издание», организованный Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с компанией Google. Впервые в мире 700 человек из разных городов и стран в прямом эфире на Google+ и YouTube за 30 часов прочитали знаменитый роман «Анна Каренина». Проект даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Открыл чтения и прочел первый отрывок романа известный актер Сергей Гармаш. Помимо него «Анну Каренину» читали: режиссеры Егор Кончаловский, Сергей Соловьев, Тигран Кеосаян, Александр Кабаков, Вениамин Смехов и многие другие. Чтения шли на площадках в Москве, Санкт-Петербурге, Ясной Поляне, Владивостоке, Нью-Йорке, Лондоне, Токио и других городах мира (эти площадки мог посетить любой желающий), а также онлайн.

«Чехов жив» — еще одни чтения, которые прошли 25 сентября 2015 года. На протяжении 24 часов 700 человек со всей России и мира в прямом эфире прочитали 48 произведений Чехова. Среди участников: худрук МХТ им. А.П. Чехова Олег Табаков, заместители председателя правительства РФ Аркадий Дворкович и Ольга Голодец, актеры Александр Олешко, Игорь Верник, Дмитрий Дюжев. Чехова читали в Доме-музее А.П. Чехова в Москве, на Новой сцене Александринки, в Гонконгском университете, в московском метро на станции «Чеховская», Красноярском театре юного зрителя и даже книжном магазине русской литературы в Лондоне.

Вопрос-ответ

Какова цель проекта «Мастер и Маргарита. Я там был»?

толстая Фекла Толстая: Проект «Мастер и Маргарита. Я там был» продолжает серию онлайн-чтений, которые Google делает уже третий год подряд. Цель таких проектов очень проста — показать, что культура, литература, значимые для нас книги объединяют людей так же, как объединяют людей современные интернет-технологии. У нас читают обычные люди, знаменитые актёры, Олимпийские чемпионы, политики. Естественно, это абсолютно некоммерческая история, которая создается на энтузиазме. Энтузиазм чтецов и зрителей и придает смысл подобного рода проектам.

Каковы основные критерии отбора для участников — выразительность, неординарность? На что смотрят в первую очередь?

Фекла Толстая: На телевидении есть такое выражение — «Все жанры хороши, кроме скучного». Наверное, это и есть самый главный критерий отбора участников. Когда ты смотришь двух- или трехминутные отрывки, которые присылают люди, очень важно, чтобы текст звучал интересно. Это не значит, что нужно делать какие-то невероятные вещи: надевать специальные костюмы, прибегать к монтажу или увлекаться спецэффектами. Важный критерий — радость текста, которую человек понимает и которую он умеет передать слушателям. Иной раз наши проекты показывали, что профессионалы подходят слишком серьезно к чтению знаменитых произведений, и тогда та самая радость текста теряется. А иногда люди, которые просто любят литературу, с легкостью передают эту радость. И это никак не связано с дикцией или внешностью — просто надо любить текст. Уже третий год подряд специальную режиссерскую команду онлайн-чтений, отбирающую чтецов, возглавляет Наталия Анастасьева. Они просматривают тысячи заявок и напротив каждого видео-участника оставляют свои комментарии.

Как еще можно вернуть интерес к чтению классики?

Фекла Толстая: Когда-то Россию называли самой читающей страной в мире. Популяризации чтения хорошо помогают экранизации. Каждое следующее поколение создает эти экранизации для своих современников. Конечно, экранизация романа Михаила Булгакова могла появиться только после советской власти, но есть замечательная история театральных постановок «Мастер и Маргариты». Например,  спектакль Юрия Петровича Любимова, который вошёл в историю русского театра. Все «бегали» в Театр на Таганке смотреть, как поставили этот роман.

«Мастера и Маргариту» прочтут в прямом эфире. 30.08.2016
Ария Раскольникова с топором и оркестром, 04.06.2016
«Живые страницы» скачали 100 тысяч раз, 24.04.2016
В Лондоне прочитали Россию, 19.04.2016
Как звучит «Война и мир», 27.06.2015

Оригинал статьи:
Как попасть в переплет — «Российская газета», 14.09.2016

20.09.2016

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ