Текст: Татьяна Шипилова
Всеволод Гаршин – одна из самых трагических фигур в русской литературе. Один из первых авторов «окопной правды», создающий свои новеллы в духе натурализма; презирая «чистое искусство» за его отрешенность и безразличие, он болел душой за народ и по ощущениям будто и умер от невозможности справиться с несправедливостью окружающей действительности.
Его «Четыре дня» с подробным описанием ужаса, что испытывает раненый на поле боя, заставили его проснуться знаменитым. «Красный цветок» вписал его в перечень авторов-психологов, мастерски овладевших интроспекцией без всяких потоков сознания. Даже тот, кто не читал ни одного его текста, точно хоть раз в своей жизни видел Гаршина – он смотрит на нас с полотен Ильи Репина: именно его в образе царевича Ивана «убивает» в приступе гнева репинский Иоанн Грозный; он каждый раз «возвращается» из ссылки в образе революционера, когда его не ждут.
Но помимо сложных отношений в семье, службы во имя народа, тяжелого психического заболевания и нескольких десятков рассказов, Всеволод Гаршин написал еще ряд сказок, следуя завету Толстого создавать «народные» тексты.