САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Мы не неучи!

Кто сказал, что поколение инстаграма и твиттера нужно заставлять читать классическую литературу?

на-ролик-о.Тихона-Егорьевского
на-ролик-о.Тихона-Егорьевского

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ/Фрагмент видеоролика, снятого по заказу Общества русской словесности; кадр из фильма 1967 г. «Доживём до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий

«Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975—1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016», - пишет в своей статье наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон («Минутку, мы погуглим!»). Причины вроде бы очевидны, а вот ответ на извечный вопрос «Что делать?» вызвал огромную дискуссию как среди профессионалов — педагогов-словесников и писателей, так и среди самого молодого поколения, которое не готово мириться с тем, что их всех поголовно записали в неучи.

Камнем преткновения стал видеоролик, снятый по заказу Общества русской словесности двумя известными телекомпаниями. Корреспонденты подходили к молодым людям на улице и задавали в общем-то не сложные вопросы. Где стоит памятник Пушкину? Что написал Антоша Чехонте? Кто такой Печорин? Картинка получилась удручающая — на вопросы смогли ответить единицы.


Но как только ролик стал набирать популярность в интернете (более двух миллионов просмотров), соцсети отреагировали разоблачающими постами.


Одна из участниц этого показательного опроса, студентка МГУ Наталья Командина рассказала в своем фейсбуке, как на самом деле снимался этот ролик:

«В декабре я гуляла в ГУМе с подругой. К нам подошла приятная на вид женщина и спросила, не хотим ли мы принять участие в опросе для Первого канала — лишь пара вопросов о русской культуре. Мы были в хорошем настроении, не торопились, решили поучаствовать… Нас заверили, что ничего сложного не будет, они готовят развлекательную программу про культуру, расслабьтесь, смейтесь и отвечайте в шутку. Вопросов было около 30, женщина зачитывала их с листа. Они были разные: примитивные («Назовите произведение Толстого»), с подвохом («В какой руке Лермонтов держал шпагу на дуэли» - очевидно, ни в какой) и довольно сложные («Назовите членов «Могучей кучки» или «Где находится памятник Крылову»).

Мы ответили почти на все — может, за исключением пяти… На протяжении следующего месяца мы с подругой пытались найти «программу о культуре» на сайте Первого канала, но тщетно».

А потом друзья прислали ей ссылку на конечный результат:

«В видео опроса я отвечаю три раза. Продолжаю первые строки из «Евгения Онегина»: вторая строка, которую я назвала правильно, вырезана, третью подзабыла, четвертую переделала в шутку.

На вопрос «Кто автор «Бесов?» я поразительным образом не смогла дать ответа, и только мычала и повторяла «Ой-ой, сейчас, эмм». Эта часть была вырезана и вставлена из другого ответа.

На третий вопрос «Продолжите фразу «Все семьи счастливы одинаково…» я дала верный, но неточный ответ, рассмеялась и сказала «как-то так». К слову, само начало этой фразы, использованное в вопросе журналиста, неточно повторяет оригинал Льва Николаевича. Этот эпизод был включен в видео, чтобы показать несерьезность отношения молодежи к культуре».


Девушку возмутило, что авторы видеоролика не просто смонтировали вопросы и ответы, но и подписали имя, возраст и вуз отвечающих.


Понять ее возмущение можно. Количество просмотров увеличивается в геометрической прогрессии, количество комментарием перевалило за 20 тысяч. Среди комментаторов есть сомневающиеся в подлинности видео, но большинство не стесняется в выражениях: «Какое убожество!»

«Было мучительно стыдно наблюдать за этим позором», «Отобрать дипломы и аттестаты, вернуть в школы.... а потом расстрелять!», «Вырожденцы»

Наталья Командина не готова мириться с такой репутацией в интернете и собирается защищать свое имя в суде. Суд, надеемся, разберется, были ли нарушены права девушки.


Достоверность ролика и предвзятость авторов можно обсуждать бесконечно. Но это никак не повысит уровень гуманитарного образования подрастающего поколения.


Ведь не просто так учителя литературы в один голос почти кричат о том, что современные выпускники еще не готовы писать итоговое сочинение на оценку. И дело не только в том, что они мало читают, а в том, что они разучились рассуждать и грамотно выражать свои мысли. Именно поэтому всех так настораживают изменения в ЕГЭ по литературе - с 2018 года на экзамене нужно будет продемонстрировать не просто знание текстов и терминов, но и умение размышлять.

Когда в первый раз предложили исключить из школьной программы по литературе «Войну и мир» Льва Толстого, потому что роман большой и его «все равно не читают», это вызвало возмущение, удивления и даже смех. Но когда это предложение озвучивается снова и снова, оно перестает казаться таким уж неразумным. Все чаще слышишь от словесников, что время и язык меняются и детям все сложнее читать и понимать тексты, написанные в позапрошлом веке. И


педагоги уже предлагают ученикам сначала посмотреть кино, а потом, если понравится, прочитать оригинальный текст.


Неравнодушные к своему делу учителя ищут новый язык общения со своими учениками. Они готовы использовать компьютеры и интернет, делать буктрейлеры и рисовать комиксы по «Евгению Онегину», лишь бы ребенок открыл книгу и прочитал.

Так может, пора перестать дискутировать о том, смонтирован этот видеоролик или нет. И лучше подумать о том, как сделать так, чтобы наши дети читали русскую классику, ходили в музеи и в театры, а не просиживали часами в соцсетях, собирая лайки и играя в сомнительные и даже опасные для жизни игры.

Ссылка по теме:

Минутку, мы погуглим!

Источник: slovesnik.org