САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Корто Мальтезе. Герой на все времена

К выходу на русском «Баллады солёного моря» Уго Пратта — в день юбилея его главного героя

Пратт
Пратт

Текст: Михаил Хачатуров

Иллюстрации с сайта издательства «Бумкнига»

 

Корто Мальтезе_Бумкнига

2017-й стал годом тройного юбилея, связанного с именем Уго Пратта (15.06.1927 - 20.08.1995), выдающегося итальянского графика и акварелиста, и Корто Мальтезе, его главного персонажа: 90 лет со дня рождения автора, 50 лет со дня выхода первого выпуска сериала про Корто Мальтезе... и 130 лет со дня "рождения" его самого. Отрадно, что в этот год Корто Мальтезе добрался наконец до России. Не в последнюю очередь это произошло усилиями переводчика Михаила Хачатурова. Его мы и попросили рассказать об Уго Пратте и о Корто Мальтезе - герое комиксов, которому, в частности, посвящал учёные доклады Умберто Эко.

 

Юбилей литературного героя - явление довольно распространенное, однако чаще всего под ним подразумевают круглую дату со дня выхода произведения, в котором этот герой появляется. Другое дело, когда под словом "юбилей" понимается день рождения самого героя - как если б он был настоящим, живым человеком. А такой чести удостаиваются единицы! Начать с того, что у большинства литературных героев вообще нет дня рождения - если об их возрасте мы всё же имеем какое-то представление ("вошёл молодой человек лет двадцати восьми", "в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка"...), то с точными датами гораздо сложнее...

С героями комиксов ещё хуже. Возраст Тентена и Астерикса десятилетиями является предметом горячих споров! А вот с Корто Мальтезе всё очень просто: исследователи творчества Пратта (разумеется, при его активном участии) установили не только дату рождения благородного пирата, но и создали ему подробную биографию, из которой мы, в частности, узнаём, что 10 июля Корто Мальтезе, сыну британского моряка и севильской цыганки, исполнилось бы 130 лет - он "родился" 10 июля 1887 года в мальтийской Ла-Валетте.

Уго Пратт

Впрочем, 2017-й для Корто в любом случае стал бы юбилейным, причем втройне: 10 июня комиксный мир отметил 90-летнюю годовщину со дня рождения самого Уго Пратта, а в начале июля - 50-летие первого появления его легендарного персонажа. Тем более приятно, что этот год отечественная книжная индустрия отметила выпуском книги "Баллада солёного моря" - первой из серии о Корто Мальтезе (У. Пратт "Баллада солёного моря". — БУМКНИГА, 2017).


До российского читателя Корто добрался в статусе абсолютного мифа, одного из самых известных и, если можно так выразиться, самых влиятельных в мире комиксных персонажей,


а его автор - в статусе признанного гения 9-го искусства. Вот только на нашем пространстве эти "статусы" слишком долго носили характер чисто теоретический: мы знали, что такой есть, но за спиной Пратта, как ни крути, нет ни многомиллионных блокбастеров, ни популярных компьютерных игр... Так кто же такой Корто Мальтезе?.. Как появился на свет персонаж, о котором написаны десятки монографий, сотни научных работ, тысячи статей?

Корто Мальтезе

Идею нарисовать большую историю с ярким приключенческим сюжетом 40-летнему художнику-комиксисту родом из Венеции Хьюго (Уго) Пратту (не совсем итальяское имя объясняется английскими корнями его отца) предложил успешный предприниматель и страстный фанат комиксов Флоренцо Ивальди, который хотел издавать собственный журнал под названием Sgt Kirk. Пратт согласился, и в июле 1967-го в продажу поступил дебютный номер журнала, где среди прочего были опубликованы первые страницы "Баллады солёного моря". О серии на тот момент никто и не помышлял - и уж тем более о серии под названием "Корто Мальтезе". Более того, автор даже не считал Корто главным героем своей истории (по его мнению, эта честь принадлежит скорее Пандоре)! С большими перебоями в периодичности журнал худо-бедно просуществовал до 1979 года, не принеся издателю ожидаемых дивидендов - тогда никто и не подозревал, что публикация "Баллады" уже обеспечила синьору Флоренцо место в истории. Определённое разочарование чувствовал и сам Пратт - публикация прошла не то чтобы незамеченной, но... Короче говоря, этого "но" вполне хватило, чтобы забыть о Корто Мальтезе.

Но история рассудила иначе: уже через два года Пратту представилась замечательная оказия о нём вспомнить…

В 1970 году французский журнал "Пиф", который в ту пору обладал громаднейшей популярностью, задумался о необходимости модернизировать свое содержание, сделать его более современным и разносторонним. Среди прочего редакция хотела видеть на страницах журнала приключенческую серию с центральным героем, с которым себя могли бы идентифицировать старшие школьники. На комиксном фестивале в итальянской Лукке редактор "Пифа" поделился этими планами с Праттом, на что тот немедленно заявил, что такой герой у него есть, - и тут же получил приглашение приехать в редакцию.


На самом деле никакого героя у Пратта не было - он просто хотел уцепиться за это, прямо скажем, заманчивое предложение


(работа во Франции для любого европейского комиксиста - что тогда, что сейчас - самый короткий путь к признанию и финансовой независимости). И вот, сидя в поезде, идущем в Париж, Пратт начал лихорадочно перебирать всех своих персонажей, которые в той или иной степени подходили под заданные критерии. Тут-то ему и припомнился загадочный моряк с серьгой в левом ухе, который пару лет назад, казалось бы, навсегда скрылся за горизонтом...

Так в апреле 1970 года в 58-м номере журнала Pif Gadget появилась новелла "Секрет Тристана Бантама" - первая из цикла коротких (20 полос каждая) историй, которые выходили с апреля 1970-го по апрель 1973-го. За три года Пратт нарисовал 21 новеллу, и эту серию публикаций можно с полным правом назвать вторым рождением Корто Мальтезе - теперь уже окончательным и бесповоротным. Но и тут не всё было просто: дело в том, что подростки (в представлении издателя - главная таргет-группа) серию не оценили. Они её просто не поняли! Серия казалась им слишком текстовой, слишком медленной, слишком мудрёной... Одним словом, слишком литературной. В их глазах Корто явно проигрывал тогдашним рисованным звёздам "Пифа": доисторическому гуманисту Рахану, без устали причиняющему добро пещерным людям, и отважному Доктору Жюстису, эдакому современному рыцарю без страха и упрёка с отлично поставленным маваши-гери. Зато серию очень высоко оценили родители! Во многом благодаря Корто Мальтезе журнал уже не считали исключительно детским чтением - Пратт поднял его на новый уровень.

Корто Мальтезе_04

Так начался феномен Корто Мальтезе, который к середине 80-х принял глобальный характер. Один за другим выходили переводы на разные языки (английский, немецкий, датский, шведский, финский, норвежский, испанский, португальский, греческий, турецкий, сербский...); стали печататься многочисленные переиздания в самых разных, порой весьма замысловатых форматах (гигантском и карманном, классическом чёрно-белом и обновлённом цветном, вызывающе дорогом и приятно доступном...); появились и романизированные, нерисованные версии давно знакомых историй. Цены же на издания начала 70-х (то есть до эпохи подлинной популярности) подскочили до небес, а оригинальные рисунки Пратта стали мечтой любого коллекционера. Не избежал Корто и пристального внимания учёного сообщества: каждый шеврон, каждый штандарт, каждый туземец и каждый островок, которые хоть раз мелькнули на страницах серии, были определены, запротоколированы и внесены в реестр (разумеется, воображаемый) с биркой "Корто Мальтезе".


Герой, едва избежавший участи не оправдавшего надежд персонажа, стал мифом.


И очень радостно осознавать, что этот миф наконец-то добрался и до России - да ещё в год тройного юбилея.