САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Аксенов-фест» без «Острова Аксенов»

О ситуации вокруг проведения в Казани литературно-музыкального фестиваля «Аксенов-фест», рассказывает казанский корреспондент Тимур Алимов и рассуждает обозреватель Павел Басинский

Текст: Тимур Алимов/РГ

Фото: Олег Косов/РГ

В Казани в эти дни проходит «Аксенов-фест», уже десять лет объединяющий деятелей отечественной литературы - как хорошо известных, так и тех, кто находится в начале творческого пути. В этом году Василию Аксенову исполнилось бы 85 лет. И фестиваль его имени за несколько дней до открытия оказался втянут в скандальную ситуацию.

Поводом послужила публикация "Позиция наследников Аксенова по поводу проведения «Аксенов-феста»". Она появилась на интернет-ресурсе, который позиционируется как официальный мемориальный сайт писателя ("Остров Аксенов". - Ред.) и быстро была подхвачена пользователями социальных сетей и СМИ.

Ее автор Александр Змеул, называющий себя племянником Василия Аксенова, жестко раскритиковал мероприятие в столице Татарстана и, как обладатель прав на произведения Аксенова, даже пригрозил судебными исками к мэрии города.

Когда кто-то со стороны начинает претендовать на что-либо, значит, это что-либо имеет определенную ценность.

«Впервые на фестивале я побывал в прошлом году и был удивлен тем, насколько Аксенов неинтересен его устроителям. Вернее, интересен как бренд, под который можно получить деньги, устроить литературную тусовку в Казани, пообщаться с мэром, ну и мимоходом вспомнить Аксенова», — говорится в публикации.

Выразив претензии к координатору «Аксенов-феста», главному редактору журнала «Октябрь» Ирине Барметовой, и указав на собственные заслуги в сохранении памяти писателя, Змеул пишет о наличии у наследников права принимать участие в выборе куратора фестиваля и формировании его программы.

Решительность своих намерений он подтвердил, приведя юридические основания для претензий, а именно конкретные статьи Гражданского кодекса РФ, которые якобы были нарушены организаторами фестиваля. Среди них, в частности, использование образа и имени Василия Аксенова и публичное исполнение его произведений с 2009 по 2017 год без согласия правообладателей, а также отсутствие знака правообладателя на книгах писателя, выпущенных в переводе на татарский язык.

Первыми на конфликтную ситуацию отреагировали в администрации Казани. В разъяснениях мэрии города, полученных корреспондентом «РГ», обращает на себя внимание степень родства Александра Змеула и Василия Аксенова. Выяснилось, что он является сыном свояченицы (сестры супруги) писателя и выступает по доверенности.

— Мы поддерживаем связь с сыном писателя, который обладает половиной авторского права на произведения Василия Аксенова. Он никогда не был против проведения фестиваля и никогда не претендовал на участие в формировании программы. Александр Змеул был на фестивале в качестве гостя в прошлом году, после чего в письме к мэру Казани указал на необходимость согласования мероприятий с ним. В нашем ответе было заявлено о готовности рассмотреть предложения, но их во время подготовки к фестивалю 2017 года так и не поступило, — заявили в пресс-службе мэрии.

Без вопросов о скандальной ситуации не обошлась и посвященная открытию «Аксенов-феста» пресс-конференция. По словам ее участников, конфликт стал полной неожиданностью, поскольку фестиваль устраивается в полном соответствии с пожеланиями Василия Аксенова.

В 2007 году при обсуждении идеи Василий Павлович высказался категорически против того, чтобы фестиваль был посвящен только ему и со временем превратился в какой-то мемориал. Он хотел, чтобы мероприятия собирали как можно больше молодых талантливых литераторов. Фестиваль проходит десять лет. Мы что, подпольно его делали? Ни сын Аксенова, ни его вдова никогда ничего не запрещали. Значит, было хорошее отношение. Наследник по доверенности заявил, что ему не нравится фестиваль. Отчего тогда настойчивое желание возглавить его, «порулить»? Получается, что все время фестиваль был таким, как есть, а теперь по желанию наследника должен меняться? С нашей точки зрения, это неправильное поведение, но наследник имеет на него право, — заявила Ирина Барметова.

По мнению кинорежиссера Вадима Абдрашитова, появление претензий свидетельствует о возросшем значении «Аксенов-феста».

— Когда кто-то со стороны начинает претендовать на что-либо, значит, это что-либо имеет определенную ценность. Дальнейшее развитие фестиваля повлечет еще больше инцидентов, уверяю вас. Но то, что он выполняет чрезвычайно важную функцию, доказывает большое количество молодежи, желающей в нем участвовать, — подчеркнул режиссер.

Вместе с тем ситуация никак не отразилась на самом фестивале, еще несколько дней жизнь в Казани пройдет под знаком одного из самых известных отечественных писателей-современников. Его имя будет звучать в парках и скверах, культурных центрах, где состоятся творческие вечера, лекции, встречи видных литераторов с молодыми. Не обойдется и без мероприятий, посвященных Василию Павловичу. Среди них, например, выступление профессора филологии Лю Вэньфэя с рассказом о влиянии творчества Аксенова на современную словесность в Китае.

Павел Басинский: "Отпустите их!"

Pavel-Basinskiy.jpg

На первый взгляд, ситуация прозрачная. «Аксенов-фест» основан в 2007 году. На первом фестивале был сам Василий Павлович Аксенов, который таким образом подарил фестивалю свое имя. На втором фестивале в 2008 году Аксенов не присутствовал из-за перенесенного инсульта. В 2009 году писателя не стало, фестиваль приобрел «памятный» характер, и таким образом девять лет проходил без его участия, но с его именем. Культурное событие - важное и для Казани, где Василий Павлович родился 85 лет назад, 20 августа 1932 года, и для писателей и музыкантов из России, и для русско-татарских культурных связей, и для культуры в целом.

Общество устроено так, что произведения являются имуществом, из которого иногда извлекается прибыль

Казалось бы, о чем говорить? Радоваться и радоваться. А если в проведении фестиваля есть какие-то недочеты, то исправлять их, но только под давлением заинтересованной в этом мероприятии общественной и культурной аудитории.

Так это понимаю я, и так это, мне кажется, должен понимать любой здравомыслящий человек. Но на 11-м году в ситуацию с фестивалем вмешались наследники Аксенова, и будущее существование праздника вдруг оказалось под угрозой. Со стороны наследников речь идет о том, что устроители фестиваля не имеют права без их ведома использовать «имя и образ» Аксенова, публично исполнять его произведения (даже без коммерческой выгоды) и издавать его книги на татарском языке без значка ©В. Аксенов, Наследники. В связи с этим наследники обещают подать в суд.

Что касается значка ©, это вообще не обсуждается. Закон есть закон. Исключительные права на издание произведений автора после его смерти принадлежат наследникам. Что делать? Общество устроено так, что литературные произведения являются имуществом, да еще и таким, из которого иногда извлекается немалая прибыль. Права на это имущество после смерти писателя получают наследники на пятьдесят лет. И хотя мы знаем, что порой связи эти в родственном плане бывают призрачными, а в моральном — двусмысленными, ибо не мной сказано "враги человеку домашние его", повторяю: закон есть закон, и его нужно исполнять.

Все мы помним скандал с многолетним невыходом на экран фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита» из-за того, что создатели фильма не могли или отказывались договориться с С. С. Шиловским, внуком последней жены М. А. Булгакова Елены Сергеевны, но не его внуком. Ситуация была неприятной, но закон был на стороне правообладателя, а им является Шиловский.

Бывают и другие ситуации. По завещанию Владимира Набокова, его последний незавершенный роман «Лаура» должен был быть уничтожен. Тем не менее наследник писателя, сын Дмитрий Набоков, этот роман издал. И я считаю, что очень правильно сделал. Потому что если бы он этого не сделал, наверняка появились бы поддельные «Лауры», и ситуация бы только запуталась.

Но что касается прав наследников на «имя и образ»... С одной стороны, по закону у наследников как раз нет прав на имя писателя. С другой стороны, тот же закон не только дает им право, но обязывает это имя охранять. И толковать это можно как угодно. Понятно, что если произведение писателя издается без его имени или с чужим именем, то это прямое нарушение закона. Но все вопросы, которые связан с «образом» или «репутацией» писателя и т. п. - это настолько тонкие вещи, которые никаким законом не определишь.

Можно ли, например, выпускать на экран фильм о писателе, если его родственникам категорически не нравится его образ, показанный в нем? Ну, не нравится и все! Не таким они видели его при жизни, не таким они хотят видеть его после смерти. Можно ли написать книгу о нем, которая не нравится наследникам? А ведь в этой книге есть его имя и образ. Можно ли ставить спектакль по произведению писателя, если его наследникам не нравится трактовка и они считают, что она наносит ущерб репутации их родственника? Особенно если у них есть свое видение данного произведения, и оно, с их точки зрения, единственно правильное, потому что... сами понимаете, почему.

Нельзя наследие писателей превращать исключительно в семейное дело, не говоря уже о семейном бизнесе...

Не хочу приводить конкретные примеры, потому что они почти всегда крайне щепетильны и болезненны, как все, что касается родственных связей. Но сколько мы знаем таких случаев, когда родственники того или иного писателя, сами не обладающие творческими способностями (что нисколько не умаляет их достоинства и человеческих качеств), мешают другим творческим людям, коллективам или организациям вступать в творческий диалог с наследием писателя и трактовать его, конечно, по своему творческому разумению. То биографии писателей выходят без фотографий. Или с фотографиями, но без упоминаний обстоятельств их личной жизни. То фильмы не выходят на экраны, то спектакли, уже готовые, запрещаются. А то и вовсе не переиздаются сочинения классика, потому что наследники его живут по всему свету. Найди их всех и договорись с ними, когда они сами между собой не могут договориться. А еще есть проблема соавторства, когда один автор умер, а второй еще жив, и об издании своего же произведения вынужден договариваться с наследниками своего соавтора.

Вот и ситуация с фестивалем памяти Василия Аксенова повисла под вопросом.

Не знаю, как законодательно решить эту проблему. Но иногда хочется сказать наследникам, причем буквально всем:

«Господи, да отпустите вы их!» Не ваши они уже, не ваши!

Тем более что в 90 из 100 случаев они сами вас об этом не просили. Нельзя наследие крупных писателей превращать исключительно в семейное дело, не говоря уже о семейном бизнесе...