САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Булгакову и не снилось

О чем пишут прозаики и поэты школьного возраста

глаголица премия
глаголица премия

Текст: Олег Корякин, Казань

Фото: группа конкурса ВКонтакте

В Казани огласили Длинный список соискателей IV Международной детской литературной премии «Глаголица». На награду претендуют сто авторов в возрасте от 10 до 17 лет из России и стран ближнего зарубежья.

Конкурс, который изначально задумывался как республиканский, стремительно набирает популярность и расширяет свои географические границы. И неудивительно: премий для детских и подростковых писателей в России несколько, а вот для детей-литераторов их до недавнего времени не было. До тех пор, пока четыре года назад татарстанский благотворительный фонд «Счастливые истории» не учредил «Глаголицу».

В этом году на соискание награды было подано 600 работ из 67 регионов страны, а также из Армении, Финляндии, Узбекистана, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Украины и Казахстана. По традиции на первом этапе из них отобрали сто лучших произведений.

Число номинаций прежнее. Это поэзия и проза на русском и татарском языках, в возрастных категориях 10—13 и 14—17 лет, художественные переводы с французского, английского, немецкого и татарского языков на русский и эссеистика на русском языке.

Неизменный член жюри конкурса, поэтесса, лауреат премии «Дебют» Анна Русс отмечает, что набор тем из года в год остается примерно одинаковым.

— Девочки, как обычно, пишут про любовь. Мальчики — о подвигах, которые они совершают, и о дружбе, — говорит она. — Очень много дети пишут про смерть. Им кажется, что если их герой умер, уровень произведения сразу повышается. Они понимают, что должен быть какой-то катарсис, но ничего интереснее, чем смерть, им в голову не приходит. Для них очень важно осмыслить этот опыт. В итоге в список попадают максимально самобытные работы. Из двух произведений, написанных примерно одним языком, выше оценивается то, что посвящено более оригинальной теме. 

Анна Русс подчеркнула, что хотя премия и казанская, никаких поблажек местным конкурсантам жюри не делало. И в этом можно убедиться, пробежавшись по списку. Татарстанцев в русскоязычных номинациях раз-два и обчелся.

Что касается жанров, то здесь, конечно, преобладают сказки и фантастические рассказы. Но встречаются и яркие реалистические произведения. Язык иных авторов поражает недетской лаконичностью и почти довлатовской иронией. В их числе одиннадцатилетний Тимофей Павлов из Москвы. Его «Записки из пятого класса» полны интересных и смешных наблюдений за одноклассниками и учителями. Интригует он буквально с первых строчек: «...Семь некормленых котов. К пятому классу со школой смиряешься. Ходишь ради хорошего учителя, интересного предмета или ради дружбы. Но так везет не всем. Я хожу в основном из-за Алимова. С ним вечно что-то приключается».

Вообще, судя по лучшей сотне, в конкурсе участвуют не только талантливые писатели, но и хорошие читатели. Здесь есть работы, посвященные Цветаевой, Чехову, Есенину. А в эссе «Булгакову и не снилось» пятнадцатилетняя школьница осмелилась обратиться к классику лично: «Здравствуй, уважаемый Михаил Афанасьевич! Робею от мысли, что осмелилась писать Вам я, ученица 8-го класса одной из выборгских школ Уварова Екатерина». В своем «письме» она обсуждает с писателем «Собачье сердце».

Для «Глаголицы» такие тексты особенно дороги, ведь одна из задач конкурса — привить детям любовь к чтению и повысить их литературный вкус.

Лауреаты премии I, II и III степени и обладатель Гран-при будут названы в Казани 25 ноября.

Ссылки по теме:

Завершен прием заявок на премию «Глаголица» — 11.09.2017

«Глаголица» шагает по России — 16.03.2016

Юные писатели. Инструкция по уходу — 21.09.2016

Я не писатель, я только учусь — 03.03.2016