Текст и фото: Альбина Драган
Пьер Байяр известен в России своими парадоксальными книгами «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали», «Искусство рассуждать о странах, в которых вы не бывали», «Дело собаки Баскервилей», вышедшими в издательстве «Текст».
О чтении в жизни
Байяр — один из тех писателей, кто всегда читает других и подмечает ошибки и нестыковки в чужих текстах. Он старается читать не менее двух книг в неделю. И тратит на чтение по меньшей мере два часа в день — как раз столько времени писатель и преподаватель в одном из университетов в пригороде Парижа проводит в метро.
Дома у Байяра внушительная библиотека, где каждый автор стоит на своем месте, включая тех, которых он еще не читал, но обязательно прочитает. В библиотеке — книги по психоанализу, литературе и квантовой физике. Сам Байяр верит в теорию множественных миров. И как раз теория о параллельности мироздания легла в основу его «вмешательской критики».
Но несмотря на всю любовь к литературе, есть книги, которые автор все-таки не одолел. Одна из них — пресловутый «Улисс» Джеймса Джойса. Порой Байяр подмечал, что и некоторые исследователи самого Джойса не читали до конца этот роман.
Родоначальник «теоретического фикшена»
Свои произведения Байяр называет «теоретическим фикшеном». Этот жанр стоит на стыке романа и гуманитарных наук. В книгах французского писателя повествование идет не от первого лица, а от лица рассказчика.
«Надо быть очень внимательным при чтении книг. Иногда я расставляю ловушки», — признается автор. Такие ловушки — своего рода провокация, которую обязательно заметит критически настроенный читатель. Поэтому его книги призваны мобилизовать внимание.
С детективами тоже надо быть предельно аккуратным. По его мнению, «в литературе, как и в жизни, настоящие преступники зачастую ускользают от правосудия, а вместо них обвиняют и наказывают второстепенных персонажей».
Например, в «Деле собаки Баскервилей» Байяр разбирает детектив изнутри и указывает на ошибки самого Конан Дойля. Получается самостоятельное детективное произведение.
В итоге в книге Байяр доказывает, что Шерлок Холмс ошибся, а собака совсем ни при чем. За оправдание собаки, кстати, автору на родине выписали награду от ассоциации защитников животных.
«Некоторые критики считают, что текст — это святое. А я считаю, что если ты видишь, что в тексте есть нестыковки и ошибки, надо на них указать»,
— полагает автор. Такой свой подход Байяр называет «вмешательской, или интервенционной критикой».
О книге «Титаник утонет»
Новая книга писателя «Титаник утонет» вошла в рекомендованные списки покупок на ярмарке Нон/Фикшн. От пугающей судьбы корабля «Титан» в романе Моргана Робертсона и реального «Титаника» автор движется к исследованию предвосхищения реальности в литературе.
О творческих планах
Издательство «Текст» и впредь будет издавать книги Байяра. В планах продолжить детективную серию. На русском языке выйдут расследования, посвященные раскрытию убийства Роджера Экройда из детектива Агаты Кристи, а также убийце отца Гамлета из трагедии Шекспира.