Текст: Наталья Лебедева
Фото: пресс-служба Минобрануки РФ
«Зачем в первом классе так много внимания уделять фонетике? — недоумевают родители. — Мой ребенок писал грамотно, а после изучения йотированных звуков пишет «Ванйя» и «придеца». Но слова мало правильно написать, их еще нужно правильно употреблять, а с этим у многих школьников проблема. Можно ли научить поколение «рэп-баттлов» говорить на литературном русском языке? Отменят ли в первом классе фонетику? И заменят ли в школах электронные словари бумажные? Об этом Интерфакс спросил министра образования и науки Ольгу Васильеву.
«Фонетический разбор — это знаменитая система, существующая в рамках развивающего обучения. Ее создали два наших замечательных психолога (ныне покойных, к сожалению) — Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов. Эту методику уже вводят многие школы России, — объясняет Ольга Васильева. — Любое изучение языка — это фонетический процесс».
Она напоминает родителям, что в русском языке не все слова пишутся так, как слышатся. И те же йотированные буквы (е, ё, ю, я), которые произносятся как два звука, дети должны усвоить в самом начале изучения языка.
«Существует много слов, написание которых надо просто запомнить, — продолжает министр. — Фонетический разбор нужен, потому что язык без фонетики невозможно изучить. Подумайте, ведь иностранный язык изучаем с фонетикой, а почему русский не можем? Фонетика позволяет людям правильно говорить на своем языке и правильно писать».
Ольга Васильева настаивает на том, что в школе дети должны учиться говорить на классическом, литературном русском языке.
«Всегда был красивый литературный, классический язык, который мы учили в школе, и был язык улицы, язык двора, язык, на котором мы говорили дома, — говорит она. — Но мы все прекрасно знали, где и как надо говорить. Это знают и сейчас. Меня лично волнует стремление примитивный язык двора сделать нормой правописания, речевой нормой. Язык, конечно, меняется, но совсем не так быстро, как это хотят нам представить. И его развитие, естественно, идет далеко не только в сторону примитивизма. Я считаю, что литературный язык все равно должен оставаться главным языком, потому что именно он и воспитывает».
Отдельно министр остановилась на словарях. По ее мнению, чем раньше ребенка приучат работать со словарем, тем лучше.
— Вы несколько раз говорили о необходимости электронного словаря. Каким он должен быть — только орфографическим или толковым?
«Я, например, помню, что мы еще с первого класса делали себе сами школьные словарики, — рассказывает она. — Это действительно очень глубокая работа — научить ребенка, а потом и взрослого человека пользоваться словарем. Электронная форма словаря — это дополнительная помощь, удобная форма, но это не означает, что в школе не должны находиться словари. Они обязательно должны быть, так как без фундаментальных изданий словарей литературный язык освоить невозможно.
Читать по теме: