САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Открытое письмо словесников: «Литературе кранты»

Учителя и преподаватели открыто выступили против новых стандартов образования, которые обяжут школьников прочитать 235 произведений за 5 лет

реформа-литературы-в-школе
реформа-литературы-в-школе

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: xenomorph.ru

19 марта в Министерстве образования и науки пройдет заседание Совета по стандартам. Главной темой станет обсуждение нового стандарта образования. У учителей русского языка и литературы, филологов и вузовских преподавателей возникли серьезные претензии к тому, как в этом важном для всех школьников и их родителей вопросе представлена литература.

«По литературе там как бы это сказать - в общем, кранты, - написал в своем фейсбуке учитель литературы, руководитель Гильдии словесников Сергей Волков. —


В стандарт опять внесли длиннющие списки книг, тем, понятий в невозможном объеме - 235 произведений с 5 по 9 класс. Причем их впервые с советского времени жестко привязали к годам обучения. Это — немыслимо.


По факту в стране возникает одна-единственная программа, все нынешние будут свернуты. Ваши дети учатся сейчас по одной из нескольких утвержденных программ? В них есть вариативная часть? Они сами могут иногда с учителем выбирать книжки? Они могут читать современную, интересную для детей литературу? Помашите всему этому лапкой. Единая, неделимая, перегруженная, забетонированная программа на всем пространстве РФ. С Муму и Бульбой. В 5 и в 6 классе».

Ведущие филологи страны, учителя и литературоведы написали открытое письмо протеста. Текст опубликован на сайте Гильдии словесников. За несколько часов его уже подписали около сотни человек.

Открытое письмо учителей литературы, методистов, вузовских преподавателей

Сегодня, 19 марта, на следующий день после выборов Президента, Минобрнауки проводит заседание Совета по стандартам, на котором планируется принятие новых образовательных стандартов. Подготовленные Минобрнауки документы перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам. Мы убеждены, что проект новой редакции образовательного стандарта основной школы, по крайней мере в части, касающейся нашей профессиональной сферы — преподавания литературы, не может быть принят по следующим причинам.

Документ грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6-го класса. Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений. Прочитать и обсудить на уроках все включённые в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями (235 произведений за пять лет обучения), зачастую объёмными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке.

Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны. Произведения жёстко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему.

Сейчас в России есть несколько линеек учебников литературы, по которым учатся дети. В них одни и те же произведения из обязательного списка могут изучаться в разных классах, в новом же проекте этому разнообразию подходов положен конец, существующие линейки учебников аннулируются. В рамках предложенной версии стандарта создается ситуация, когда в рабочих программах учителей становится невозможно учесть возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников. Это подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одаренности, инклюзивного образования школьников.

Неясна научно-методическая и педагогическая логика распределения текстов по годам изучения. Учебник, созданный по такой программе, будет напоминать хаотичное нагромождение текстов, не связанных между собой мыслью. Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков.

Таким образом, предложенный в проекте документа список произведений является серьёзным шагом назад в построении программы по литературе, не учитывает интересов ученика и учителя, отстал от современной науки о литературе; он не берёт в расчёт изменившихся практик чтения, не отвечает вызовам времени. Крайне непродуманной и методически несовершенной является и предлагаемая в стандарте система навыков: она не способствует формированию читательских компетенций, творческого и проектного мышления.

Отметим и юридическую несообразность проекта. Он предполагает безальтернативность учебника и единообразие рабочих программ по всей стране, тогда как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 7 статьи 12 ФЗ № 273) сказано, что рабочие программы по предметам составляются на основе примерных образовательных программ. Таким образом, принятие данной версии стандарта ведет к нарушению Федерального закона «Об образовании» и антимонопольного законодательства, так как может вызвать конфликт интересов лиц, являющихся составителями учебников, программ итоговой аттестации и образовательных стандартов одновременно.

Особо заметим, что все обозначенные несообразности документа неоднократно становились предметом общественных обсуждений. Следовательно, мнение профессионального сообщества составителями документа не учитывалось. Уверены, что это точно не является продуктивным вектором образовательных реформ.

Таким образом, проект стандарта составлен непрофессионально, не опирается на мнения учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий и подрывает авторитет российского образования. Принятие документа в ближайшей перспективе может стать преградой для совершенствования методики преподавания литературы, значительно ухудшить ситуацию с качеством преподавания предмета в стране и интересом учащихся к чтению.

Учитывая важнейшую мировоззренческую роль литературы в формировании национальной идентичности, в российском культурном коде, полагаем, что данный документ не окажет позитивного влияния на развитие нашей страны. Мы считаем необходимым: отказаться от жёсткого распределения произведений по годам обучения и невариативного, неструктурированного списка; продолжить развитие литературного образования в рамках Примерной основной образовательной программы как оптимального документа, прошедшего серьёзное общественное обсуждение, утверждённого юридически; для дальнейших реформ провести масштабные исследования, мониторинги и по-настоящему публичные общественные консультации.

Надеемся на то, что дальнейшее совершенствование образовательной системы России будет вестись с учётом мнения профессионального сообщества, в открытом, ответственном диалоге.

Список подписавших открытое письмо

Абелюк Евгения Семёновна, преподаватель лицея № 1525 «Красносельский», доцент Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ

Абрамовская Ирина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент Новгородского государственного университета (Великий Новгород)

Андреева Валерия Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГОУ ЯО "Центр помощи детям", г. Ярославль

Архангельский Александр Николаевич, ординарный профессор НИУ ВШЭ, лауреат премии правительства РФ, член совета по культуре и искусству при Президенте РФ, Москва

Бакулин Михаил Алексеевич, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8, г. Углич, Ярославская область

Бахтина Елена Андреевна, педагог-психолог, МБОУ СОШ 12 г. Обнинска

Белкин Михаил Юрьевич, кандидат филологических наук, член жюри Заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, победитель национального проекта «Образование» среди лучших учителей РФ, Волгоград

Белоусова Полина Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ гимназия № 74, Санкт-Петербург

Беляева Виктория Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 1514 (Москва)

Бушканец Лия Ефимовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета, член Гильдии словесников

Варшавская Анна Леонидовна, ГБОУ школа 1533 ЛИТ

Волков Сергей Владимирович, председатель Гильдии словесников, главный редактор журнала «Литература»

Волкова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы 57-й школы г. Москвы, член Гильдии словесников

Волкова Оксана Витальевна, учитель литературы, школа «Интеллектуал», Москва

Гельфонд Мария Марковна, кандидат филологических наук, академический руководитель Образовательный программы «Филология» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, учитель гимназии № 53 (Нижний Новгород)

Горюнова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора МОУ СОШ № 5 имени 63-го Угличского пехотного полка (Ярославская область)

Грабчак Виолетта Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа 507, Санкт-Петербург

Гринь Татьяна Валерьевна, МОБУ лицей 22 г. Сочи, учитель русского языка и литературы

Давыдова Евгения Михайловна, учитель литературы «Пироговской школы», Москва

Дровосекова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора МОУ «Гимназия № 44 г. Твери», член Гильдии словесников

Евлампиева Ирина Николаевна, МАОУ СШ п. Пола Парфинского района Новгородской области, член Гильдии словесников

Ежова Ирина Вячеславовна, учитель литературы, 524-я гимназия, Санкт-Петербург

Еремина Татьяна Яковлевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 406 Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ, член Гильдии словесников (Санкт-Петербург)

Заборников Владимир Михайлович, учитель русского языка и литературы МБОУ «Северская гимназия», член Гильдии словесников (г. Северск, Томская обл.)

Задорская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы г. Выборг

Зыкова Галина Владимировна, доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Инна Иосифовна Торботряс, заведующая кафедрой словесность, ГБОУ гимназия № 45 (Москва)

Каганович Софья Львовна, доктор филологических наук, Почетный работник высшего образования РФ, член ЦПМК ВсОШ по литературе, член Координационного совета Гильдии словесников (Великий Новгород)

Казанцева Елена Анатольевна, учитель МБОУ "СОШ № 6 МО "Ахтубинский район" Астраханской области

Кастрель Вера Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, школа № 1514, Москва

Кац Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБШ "Вита", г. Москва

Киселева Алла Марковна, учитель литературы ГБОУ 192, г. Москва

Коган Ирина Исааковна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Самарской государственной областной академии Наяновой (СГОАН), руководитель Центра детского чтения "Ребенок и книга", член Гильдии словесников, Почетный работник общего образования РФ (Самара)

Козлов Алексей Андреевич, старший преподаватель, Школа лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, г. Москва

Кочергина Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ “Пятьдесят седьмая школа” (г. Москва), член Гильдии словесников

Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, заведующая кафедрой словесности (методист) Лицея НИУ ВШЭ, преподаватель, член Гильдии словесников (Москва)

Кружалова Анастасия Михайловна, Учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа № 1210, Москва

Кучина Татьяна Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ЯГПУ (Ярославль)

Кучинская Ирина Николаевна, учитель МОУ СОШ 141 г. Омска

Лавлинская Ирина Андреевна, учитель литературы гимназии № 45 г. Москвы

Лавлинский Сергей Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ, учитель литературы

Лазарева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия № 116

Леонова Марина Вячеславовна, школа № 1811 "Восточное Измайлово"

Лосева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ Лицей № 10, г. Волгоград

Лукьянова Ирина Владимировна, учитель литературы школы “Интеллектуал”, г. Москва, член Гильдии словесников, писатель

Магич Елена Александровна, школа 1514 г. Москвы, учитель русского языка и литературы

Магомедова Дина Махмудовна, доктор филологических наук, заслуженный профессор РГГУ, зав. кафедрой истории русской классической литературы

Мальцева Юлия Николаевна, директор школы МБОУ Каринская СОШ

Милёшина Лариса Валерьевна, ГБОУ лицей 64 Санкт-Петербурга

Мирецкая Елена Витольдовна, учитель литературы в Пироговской школе г. Москвы и Лицее НИУ ВШЭ

Мосесова Яна Борисовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа 1357, г. Москва

Неклюдова Алена Артемовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 356 Санкт-Петербурга

Никитюк Наталья Александровна, учитель, МБОУ СОШ 8, Калуга

Озерова Дарья Дмитриевна, учитель литературы, МБОУ Каринская СОШ, Московская область, с. Каринское

Павлова Марина Анатольевна, учитель литературы и русского языка гимназии № 1514, психолог, член Гильдии словесников, Отличник народного просвещения (Москва)

Павлова Марина Владимировна, учитель литературы, "Обнинская свободная школа", город Обнинск Калужской области

Пазынин Валерий Вячеславович, директор школы 1561, Москва

Панов Борис Александрович, учитель школы “Интеллектуал” и гимназии № 1514, г. Москва, член Гильдии словесников

Патракова Анна Леонтьевна, преподаватель, школа «Взмах»

Петрухина Юлия Борисовна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей "Вторая школа", г. Москва

Прохоренко Павел Владимирович, учитель литературы, гимназия РГУ им. Косыгина (Москва)

Раева Александра Васильевна, доцент Саратовского гсударственного университета имени Н. Г. Чернышевского (Саратов)

Рогова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ 1533, г. Москва

Романичева Елена Станиславовна, Московский городской педагогический университет, главный научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ (Москва)

Рыжкова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент (Санкт-Петербург)

Санькова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, член Гильдии словесников, г. Подольск

Свирина Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург

Сердакова Любовь Александровна, учитель литературы и русского языка, ГБОУ «Президентский Физико-математический лицей № 239» (Санкт-Петербург)

Симонова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Симонян Олег Олегович, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ Каринской СОШ, с. Каринское Одинцовского района Московской области

Скулачев Антон Алексеевич, учитель литературы гимназии № 1514, член Гильдии словесников, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе (Москва)

Смирнова Татьяна Юрьевна, учитель литературы и директор ЧОУ «Школа «Образ», пос. Малаховка, член Гильдии словесников (Московская область)

Соколова Ирина Вячеславовна, учитель ГБОУ Школа 1231

Сухих Игорь Николаевич, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член ЦПМК ВсОШ по литературе

Темникова Жанна Валерьевна, учитель русского языка и литературы, гимназия № 31

Курган-Третьякова Алла Николаевна, Учитель русского языка и литературы маоу СОШ 170, г. Екатеринбург

Тюпа Валерий Игоревич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета

Устимова Елена Анатольевна, учитель, ГБОУ Школа 1454, Москва

Федорова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 1533 "ЛИТ", г. Москва

Храмцова Римма Анатольевна, учитель литературы и русского языка гимназии № 1514, член Гильдии словесников (Москва)

Шапиро Надежда Ароновна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа» (г. Москва)

Шаповал Светлана Анатольевна, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, Москва

Шипунова Елена Вячеславовна, учитель русского языка литературы МАОУ "Гимназия 13" города Магадана

Шмелева Екатерина Вячеславовна, учитель, Гимназия им. Е.М. Примакова, Московская область

Штейнфер Инна Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1561 г. Москва

Щербакова Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Гимназия № 4" г. Подольска Московской области, член Гильдии словесников

Янева Марина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, лицей 1533, Москва