САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Трамплин или тупик?

Олег Рой, Лев Данилкин и Константин Мильчин искали пути продвижения для молодых писателей

Красная площадь_Литературные премии
Красная площадь_Литературные премии

Текст: Людмила Прохорова

Фото: Арсений Горшенин

«Литературные премии — трамплин для молодого автора» — так была заявлена тема беседы, организатором которой выступил недавно открывшийся центр поддержки творческих инициатив молодежи Роскультцентр.

Однако уже с первых слов стало понятно, что тезис этот неоднозначен.

Писатель Олег Рой с ходу заметил, что премии никак не влияют на известность писателя: «Поможет ли премия молодому автору стать знаменитым? Перед вами сидит человек, который пишет 27 лет, и ни одной премии у него нет. И ничего. Я всегда советую тем, кто вручает премии, спуститься в метро. И давать награды авторам, которые пишут то, что люди действительно читают».

Лауреат премии «Большая книга», писатель и редактор «Российской газеты» Лев Данилкин решил поддержать Роя: «Не только у Олега Роя не было премии, но у Толстого и Лимонова тоже... И ничего. Их все читают».

«Я насчитал 50 различных отечественных наград, а молодежных мало. Но жаль, что мы ограничиваемся только прозой и поэзией. Почему мы не думаем об эссеистике и публицистике? Премии могут влиять на успех писателей у читателей, пример тому — Гузель Яхина... Просто трамплинов должно быть больше», — считает Сергей Дмитриев, главный редактор издательства «Вече».

Наиболее критичным в своих оценках оказался главный редактор «Горького» Константин Мильчин: «Премия - это механизм соблюдения баланса между рынком и мнением эксперта. Мне кажется, что из премий лучше всего в плане «монетизации» работает лишь «Большая книга». Остальные не особо влияют на рынок. Но их победители могут стать узнаваемы в своем микросообществе… Премии приятны авторам, но звездами они их не сделают».

«Надо понимать, что издательства - это не благотворительные фонды, — добавляет Олег Рой. — Хорошая премия должна превратить молодых авторов в горячие пирожки, которые хотят расхватать издатели и читатели».

И что же тогда делать молодым писателям и поэтам, которые хотят пробиться к широкой аудитории, но никакую премию пока не получили? Или получили, но это так и не изменило их жизнь? Совет Мильчина — заниматься самопиаром. Совет Данилкина — сесть в «правильный» лифт с «правильными» редакторами, предварительно заготовив и отрепетировав презентацию своего произведения на 20 секунд.

Директор Роскультцентра Сергей Першин подытожил: «Я уверен, что сейчас наступило отличное время, особенно для поэтов. Заведите свой YouTube-канал, блог, продвигайте себя. И вдруг вы станете следующей Монеточкой или Пакрас Лампасом от литературы…»

Кстати, открыт прием заявок на новую литературную премию для молодых писателей, поэтов, блогеров и литературных критиков «Русские рифмы. Русское слово». Работы принимаются до 9 августа от авторов до 30 лет. Подробности можно найти здесь.