Текст: Светлана Мазурова/РГ, Санкт-Петербург
Фото: пресс-служба кинофестиваля «Человек и Природа» имени Валентина Распутина
На XVII Байкальском международном кинофестивале «Человек и Природа» имени Валентина Распутина, который проходил в Иркутске, показали новый полнометражный фильм «Облепиховое лето», посвященный выдающемуся советскому драматургу Александру Вампилову.
Вампилов родился в Иркутской области. Учился в Иркутском госуниверситете, работал в областной газете «Советская молодежь». Похоронен в Иркутске. А у места гибели в поселке Листвянка на Байкале установлен памятный знак. Имя драматурга носит Иркутский ТЮЗ. И уже 30 лет в городе проводят международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова.
Период, который отражен в картине, — с 1967 года, начала написания «Утиной охоты» («пьеса о жизни обычных людей в провинции», как говорил сам автор), до смерти Вампилова в 1972 году. Он рано ушел из жизни: за два дня до 35-летия погиб на Байкале - не доплыл до берега…
Сняли фильм на петербургской студии документальных фильмов «Лендок». Съемки проходили в Петербурге и Ленинградской области, в Кронштадте, Иркутске, на Байкале. Создание картины финансово поддержали Министерство культуры РФ и Правительство Иркутской области. Взялся за фильм Виктор Алферов, режиссер театральный («Практика», Театр Наций), это его дебют в кино. Родился и вырос в Бурятии, на Байкале. А в 21 год уехал в Москву и поступил в ГИТИС на курс Марка Захарова. Вместе с супругой Еленой Алферовой, режиссером-документалистом, снимал фильмы «Танец орла», «Земля счастливого учения», «Мастера Оронгоя».
— Пьесы Вампилова я любил с детства, - поделился Виктор Алферов. - В студенческие годы репетировал в Восточно-Сибирском институте культуры «Прощание в июне» Вампилова. Один из моих любимых фильмов - «Старший сын» Виталия Мельникова с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях. Так что вампиловские произведения и мироощущение мне близки и понятны. Как и слово «провинциал», которое присутствует у нас в картине. Когда я переехал в Москву, то увидел, что здесь мало знают о семье Вампилова. Родилась идея снять кино, основанное на реальных событиях. Мы консультировались с вдовой писателя Ольгой Михайловной, она прочла сценарий. Посмотрели много документальных материалов.
Хроника передает настроение Москвы 60—70-х, а также атмосферу Сибири, Иркутска. Драматург часто ездил в столицу, поэтому в картине появилась тема дороги с видами из окна поезда.
— Наша задача — передать воздух времени, когда перед начинающим сочинителем раскрылся калейдоскоп возможностей, а затем захлопнулись все двери, - объясняет сценарист Ольга Погодина-Кузмина («Две Женщины», «Не чужие» Веры Глаголевой). — Мы попытались заглянуть в мировоззрение писателя через его же драматургические образы. Ключом к пониманию мне послужила «Утиная охота», неразгаданное, мистическое творение. Хотелось показать Вампилова, живущего закрытой внутренней жизнью, которая иногда прорывается наружу.
Каким был Вампилов? Одни утверждают: весельчак, душа компании. Мнение других: неразговорчивый, скромный, замкнутый. Вдова драматурга Ольга Вампилова сказала автору сценария: «Вампилов был разным».
Главную роль сыграл Андрей Мерзликин. Актер рассказал о своей работе:
— Эта роль для меня абсолютно перпендикулярная тому, что я играл прежде — людей в погонах, милиционеров, сильных личностей. Интересно обратиться к роли художника, писателя, творца, мне это близко. Вампилов был глубоко сопереживающим человеком. За свою короткую жизнь успел оставить большое наследие, на его пьесах произошло становление не одного поколения. Замечательно, что и сегодня есть люди, которым этот человек и его творчество близки. Сыграть такую личность - в какой-то степени аванс. В нашем деле нужно быть смелым. Как сказал Шукшин, «ты счастлив, когда ты смел и прав». Можно долго рефлексировать по поводу того, соответствую ли я точной «конструкции» этого человека, имею ли право играть его с художественной точки зрения. Чудес не бывает, но случаются чудесные совпадения, Божье провидение. Мне, наверное, повезло: оказался в нужном месте в нужное время. А дальше началась работа, с моей стороны - большая радость.
В фильме показаны люди, с которыми был знаком Вампилов. Худрук «Современника» Олег Ефремов, поэты Николай Рубцов, Белла Ахмадулина. И родители, семья, друзья. Сценарий основан на документальных материалах, письмах, воспоминаниях друзей, тех людей, которые его знали. Речь и об успешной постановке «Старшего сына» в Иркутске (первое название пьесы «Предместье», написана в 1965 году).
Снимались Сергей Каплунов (Николай Рубцов), Кирилл Рубцов (Олег Ефремов), Екатерина Унтилова, Александр Усердин, Евгений Сытый, Сергей Агафонов, Анна Перелешина. Жену Вампилова Ольгу сыграла Полина Чернышова, актриса Вахтанговского театра (Аксинья в фильме Урсуляка «Тихий Дон»), а маму - Екатерина Толубеева, актриса БДТ имени Г. А. Товстоногова.
Иркутяне устроили создателям картины отличный прием: благодарили за картину о земляке, которым гордятся, долго не расходились, аплодировали стоя в знак признания. Спрашивали, будет ли «Облепиховое лето» в прокате.
— Сейчас показываем фильм на фестивалях. Будет прокат в Красноярском крае, договариваемся с Иркутской областью, есть планы на телевидение. Надеемся на прокат в Вологде, где жил поэт Николай Рубцов, - пояснил режиссер Виктор Алферов. - Очень хотят увидеть нашу картину в Москве, Санкт-Петербурге и в Польше, Болгарии...
Откуда такое название у фильма? Из переписки. Елена Леонидовна Якушкина, легендарный московский завлит, первой познакомилась с Вампиловым, привела его в театр и сказала про него: «Этот человек вырастет в гения». Александр называл себя в письмах к ней «Ваш „приёмный сын“, черемховский подкидыш». И в 1972 году, незадолго до гибели, написал: «У нас облепиховое лето. Жара и тишина».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виталий Комин, журналист (Иркутск):
С Вампиловым мы были однокурсниками по Иркутскому университету, пять лет учились вместе. В 1954 году он не поступил из-за плохого немецкого языка, год работал в Доме культуры, вел музыкальный кружок (играл на гитаре). И налегал на немецкий. А в следующем году мы встретились на курсе. Нас многое сближало: он из Кутулика, я из Зимы, его и мои родители — учителя сельских школ.
Потом работали в газете «Советская молодежь». Когда я уехал на свою родину в Зиму — работать в районной газете, он приехал к нам в командировку от «Молодежки», остановился у моих родителей. Надо было написать о молодой доярке, которую избрали кандидатом в народные депутаты, и мы отправились к ней в село Масляногорск вместе. Я часто вспоминаю, как мы с Саней топили печку в колхозной конторе, где остались ночевать после интервью, подбрасывали полешки и разговаривали.
Очень рад, что жизнь и творческая судьба большого драматурга оказались интересны сценаристу и режиссеру, что они приехали на его родину в Сибирь. Трудно говорить о художественном произведении, потому что постоянно преследуют реалии, то, что ты помнишь. А здесь - и домысел, и вымысел. И нужно быть филологом, чтобы принять разницу между тем, что на экране и что есть в моей памяти, и простить какие-то недостатки, неточности, которые я увидел в фильме.