Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
В березниковском музее "Алконост" (Пермский край) открыто пространство «Станция Жизнь» — музейная экспозиция нового вида, посвященная жизни и творчеству Алексея Решетова.
Именно так, "пространством", предпочли назвать ее авторы, поскольку это не мемориальная комната как таковая, а, по их замыслу, место входа в мир поэта, где можно приобщиться к его земной и духовной жизни, кругу знакомств и интересов. И, выйдя оттуда, каждый почувствует потребность обратиться к стихам Алексея Леонидовича или же взглянуть на его творчество по-новому.
Тому способствует особый дизайн аудитории — фоном служат стены сдержанно-белого цвета с кругообразными фигурами. Такое оформление напоминает о трудовых буднях стихотворца, который без малого тридцать лет отработал в шахте калийного рудоуправления; такие "разводы" похожи на следы прохождения горнопроходческого комбайна. В интерьере можно заметить и шахтерскую каску.
На этом фоне разместились, будто паря в воздухе, многочисленные фотоснимки, вырезки из газет, инсталляции. Нашли здесь свое место и вещи, принадлежавшие поэту и его семье: очки, книги из домашней библиотеки. Когда вдова Решетова Тамара Катаева узнала об оригинальном замысле земляков мужа, она передала внушительную часть архива поэта. В частности, здесь метрика о рождении отца, Леонида Решетова, от 1910 года, подшивки дальневосточных газет «Вызов» и «Тихоокеанская звезда» середины тридцатых (Леонид Сергеевич был журналистом. В 1937 году арестован и позднее казнен), — всего более двух тысяч единиц.
Непостижимо, как ряд семейных реликвий вообще уцелел! Таких, как, например, икона Богородицы, которую привезла в свое время семья из Хабаровска, детские рисунки Алёши Решетова и его старшего брата Бетала, письма.
В одной витрине со знаменитыми сборниками поэта: «Белым листом», «Зёрнышками спелых яблок», «Иной речью» и другими, - лежит обычная тетрадь со стихами на развороте, написанными крупным почерком юного еще человека: Алёша Решетов творил с детства. Однако эти литературные опыты сопровождаются оценками, нанесенными карандашом.
— Бетал, когда приезжал из Москвы, внимательно изучал, что насочинял его младший брат, и ставил отметки, — поясняет заведующая музеем литературной жизни и книжной культуры Верхнекамья Надежда Исакова.
"В общем, Лёша, рубай по всем углам! Я скоро стану известным геодезистом навроде Красовского, а брат мой - поэт! Шикарно! Учти, поэтом трудно стать, но легко оставаться..." - писал Бетал Решетов в письме брату, также представшем на всеобщее обозрение.
Этим большим надеждам было суждено сбыться отчасти. Алексей Решетов действительно стал знаменитым поэтом. Жизнь его брата преждевременно оборвалась в 1960 году; накануне защиты диплома Московского государственного университета и рождения дочери он выпал из окна общежития.
Наконец, никого не оставит равнодушным, без преувеличения, самый уникальный экспонат — книжка со стихами и рисунками, которую написала, оформила и вручную изготовила для своих сыновей Нина Вадимовна Решетова (Павчинская) в начале сороковых, когда сама в лагерях отбывала свой срок заключения.
В открытой экспозиции выставлена копия обложки, ставшая частью художественной инсталляции работы Ольги Вологиной. Прикоснуться собственно к уникальной реликвии позволят особо доверенным посетителям, как это удалось корреспонденту «Года Литературы».