САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Глеб Успенский. Описавший капитализм

Единственный дом-музей писателя-народника в деревне Сябреницы Новгородской области ждет гостей

Единственный-дом-музей-писателя-Глеба-Успенского--в-деревне-Сябреницы-Новгородской-области-открылся
Единственный-дом-музей-писателя-Глеба-Успенского--в-деревне-Сябреницы-Новгородской-области-открылся

Текст и фото: Олег Петухов

В семидесяти трёх километрах от Великого Новгорода, в деревне Сябреницы вдоль федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, приютился единственный музей писателя Глеба Ивановича Успенского. Деревня Сябреницы входит в Чудовский район Новгородской области. В двух километрах от деревни вокзал Чудово, который ежедневно принимает пассажиров «Сапсана» и «Ласточки».

Про Глеба Успенского, историю музея и его нынешнее состояние мы поговорили с Ириной Владимировной Смирновой, заведующей Чудовским филиалом Новгородского музея-заповедника. (В состав Чудовского филиала входят дом-музей Некрасова и дом-музей Успенского.)

Ирина Владимировна, Чудовский район был облюбован Некрасовым, Успенским, Державиным, вдохновлял и Лермонтова… Этому способствовала природа - заливные луга, березовые рощи, сосновые боры, или дыхание истории, близость с Великим Новгородом, нашей древней столицей?

Ирина Смирнова: Согласна с вами. Также важно добавить, что Чудовский район благодаря деятельности графа Аракчеева был развитым промышленным районом Новгородской губернии. Поэтому в 1881 году Глеб Иванович Успенский покупает дом в д. Сябреницы.

В этом доме написаны «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». Эти рассказы о том, что крестьяне и интеллигенция должны работать совместно. Актуальная тема! А какие еще произведения создавались здесь?

Ирина Смирнова: Цикл очерков «Кой про что», цикл очерков «Живые цифры». Известный очерк «Четверть лошади». Согласно статистике, на четыре крестьянских двора приходилась одна лошадь в Новгородской губернии. Очень тяжёлые условия, поэтому многие крестьяне бросали землю и уходили в город. Глеб Иванович ратовал за создание таких условий в деревне, чтобы там появлялись настоящие хозяева - труженики, а не те, кто наживается на чужом горе и бедности. Цикл очерков «Кой про что» тоже написан в Сябреницах.

На основании биографии паренька, который был знаком семье Успенского, написана работа «Петькина карьера». 12-часовой труд на фабрике, без отпусков, без выходных уродует человеческую душу, превращает в «машинных» людей. А ведь из-за бедности устраивались на работу еще ребятишками!Глеб Иванович умер в 1902 году. В доме продолжали жить дети писателя.

В 1934 году семья Успенских и государство заключили соглашение о передаче дома под музей. Но открыли его не сразу?

Ирина Смирнова: Торжественное открытие музея состоялось в 1937 году. Родственники помогали с реставрацией и обогатили экспозицию семейными реликвиями. После войны музей открылся в 1966 году. Восстановили все постройки: дом, избу, амбар. Пруд, вырытый крестьянами по просьбе писателя, березы с клёнами, высаженные Успенским, не сохранились. Но его потомки посадили на территории дома-музея новые берёзы. В музее разнообразная работа: мы и научной работой занимаемся, и временные выставки организуем, и вечера проводим.

Экспозиция в музее подлинная?

Ирина Смирнова: У нас обширная коллекция мемориальных вещей. Посетители обращают внимание, что экспозиция передает атмосферу домов той эпохи, конца XIX века, воссоздаёт её. Мы рассказываем о быте, нравах, истории обитателей дома. Туристы приезжают группами. У нас вся молодежь уезжает в Санкт-Петербург, занимаются «отходничеством». Взрослые группы в основном из Петербурга. Школьные группы бывают реже, так как в школе его не изучают. Обычный детский вопрос: «А это тот Успенский, который про Чебурашку написал?»

У Глеба Успенского было пятеро детей, 10 внуков. Основательный род. Вас навещают потомки писателя?

Ирина Смирнова: Навещают, но редко. Ольга Георгиевна Бовина (внучка Веры Глебовны), Александр Александрович Гаккель (правнук Ольги Глебовны), Татьяна Львовна Ошанина (внучка Бориса Глебовича).

В музее, наверное, необходим ремонт?

Ирина Смирнова: Да, здание музея нуждается в капитальном ремонте. Последний ремонт проходил в 1985—1989 гг.

Хватает ли вам финансирования? Есть ли спонсоры, меценаты?

Ирина Смирнова: Финансирование у нас федеральное, но его урезают, так как музей Успенского считается бесперспективным. Спонсоров и меценатов нет.

Когда читаешь биографию Успенского, поражаешься: всё то же самое! Теракты, забюрократизированность и централизация государственного управления, рост разрыва в доходах между бедными и богатыми и цен на обучение в вузах, непонимание чиновниками нужд населения…

Ирина Смирнова: Да, мало что изменилось со времен Успенского. Писателю удалось затронуть ключевые проблемы русской жизни в эпоху капитализма. Но Успенского не проходят в школе, взрослое же поколение забывает его предостережения.