САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Новый ФГОС по литературе и русскому языку: плюсы и минусы

Предложения по улучшению существующего проекта принимаются до 29 апреля

Новый ФГОС
Новый ФГОС

Текст: Ксения Колесникова/РГ

Иллюстрация: Д. Пускин. Дополнительные занятия в школе

Опубликованы проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это важнейший документ, который будет определять содержание всего школьного образования в России. Под него будет "заточен" любой учебник, любой урок, все задания ЕГЭ.

Благодаря новым стандартам для всех школ будет установлена единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик.

Конкретные примеры из стандартов начальной школы

По результатам первого года обучения ребенок должен уметь:

  • читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту;
  • понимать содержание текста;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
  • определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; 
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
  • объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

Пример из стандартов основной школы (5 класс)

Ребенок должен уметь читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

  • Мифы разных народов, включая античные мифы.
  • Пословицы, поговорки, загадки.
  • Сказки народов России и народов мира. Басни И. А. Крылова. Басни из мировой литературы.
  • Произведения А. С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Зимний вечер», «Зимнее утро»); «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
  • Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
  • Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  • Рассказ И. С. Тургенева «Муму».
  • Произведения Н. А. Некрасова: стихотворения о детях; фрагменты поэмы «Мороз, Красный нос».
  • Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». 
  • Юмористические рассказы А. П. Чехова. 
  • Стихотворения отечественных поэтов второй половины XIX—ХХ в. о родной природе, связи человека с Родиной (в том числе Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова).
  • Рассказы о природе К. Г. Паустовского, Л. Андреева (например, «Кусака»); произведения отечественной и зарубежной литературы о животных.
  • Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» (фрагменты). 
  • Произведения отечественных поэтов и прозаиков ХХ—XXI вв на тему «военное детство» (в том числе повесть В. П. Катаева «Сын полка»; рассказ А. П. Платонова «Никита», стихотворения А. Т. Твардовского, К. М. Симонова).
  • Рассказы на тему детства (в том числе рассказы В. М. Шукшина «Дядя Ермолай», В. П. Астафьева «Васюткино озеро»).
  • Произведения приключенческого жанра отечественной и зарубежной литературы (в том числе избранные главы из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»).

Комментирует Лариса Александровна Тропкина, директор лицея № 5 имени Ю. А. Гагарина, г. Волгоград:

«Основной вывод, который я сделала после ознакомления с проектом новых ФГОС, — это конкретизация и насыщение их содержанием. При этом содержание обоснованно. Можно сказать слова благодарности за то, что не пострадала классика. Но и в то же время хотели бы видеть в программе по современной литературе Бориса Петровича Екимова, живого классика. Учителя очень долго бились за включение его в программу, Борис Петрович - лауреат премии Солженицына. Этот вопрос обсуждался и на Совете по русскому языку при Президенте страны, и в Ассоциации учителей русского языка и литературы. Его тексты часто встречаются и на ЕГЭ.

Что касается предмета «Русский язык», то новые ФГОСы, несомненно, скоординируют единую работу по предмету в стране. И конечно, необходимо сохранить в стандарте формулировки «знать» и «уметь», так как это четко организует работу учителя в области целеполагания.

Очень важно, что в документе есть воспитательные результаты - это и патриотическое воспитание, и воспитание личности гражданина. А в качестве предложения - нужно в новые версии стандартов добавить значимое для современных детей умение контактировать с другими людьми».

КСТАТИ

Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов выложены в открытом доступе. Предложения по доработке документа принимаются до 29 апреля.